Полгода неплохая погода

Пять итогов протестного сезона
13 июня 00:05Газета № 297 (297)
Митинговая активность стала для полицейских привычной

Митинговая активность стала для полицейских привычной

Организаторы «Марша миллионов» объявили, что на каникулы не собираются, но следующее большое шествие состоится только осенью. «МН» подводят итоги полугодия митингов, начавшегося 10 декабря 2011 года.
 

Организаторы «Марша миллионов» объявили, что на каникулы не собираются, но следующее большое шествие состоится только осенью. «МН» подводят итоги полугодия митингов, начавшегося 10 декабря 2011 года.

Протест не «сдулся», но и не расширился

Протест, начавшийся в связи с думскими выборами 4 декабря, не «сдулся» после того, как выборы закончились. Но и говорить, что он набирает обороты, нельзя. На улицы выходит относительно стабильное количество людей. Контингент выходящих («рассерженные горожане») также относительно стабилен. Надежды оппозиции были связаны с радикализацией протестующих. Беспорядки 6 мая действительно породили целую серию уличных акций, которые две недели держали в напряжении столицу. Если бы эксцессы повторились 12 июня, тогда действительно протестная волна получила бы дополнительный импульс. Но вчера все прошло мирно, что создаст определенные трудности оппозиционерам по дальнейшему поддержанию в тонусе своих сторонников. Также пока массовый протест, за редким исключением, не выходит за пределы столицы. Провинция в целом лояльна власти. Впрочем, грядущий рост тарифов на ЖКХ и возможная новая волна мирового кризиса может к концу года изменить ситуацию и даст шанс оппозиции вырваться за пределы МКАД.  

Лидер все еще не виден

У оппозиционного движения так и не появился лидер. Есть довольно широкий круг людей, принимающих участие в организации акций протеста — но мало кто из них считает это своим основным занятием. В свою очередь люди, выходящие на площади, приходят скорее друг к другу, чем к лидерам и ораторам. Наоборот, лидеры, которые позиционируют себя как профессиональные политики и революционеры, вызывают меньше доверия и симпатий, чем те, кто приходит на манифестации, отрываясь от обычной работы — юридической, журналистской, предпринимательской. Отсутствие лидеров — отчасти плюс: попытки частично нейтрализовать основных организаторов — например, вызвать на допрос в день манифестации — не сказываются на активности остальных. Но в большей степени — это все таки минус: по-прежнему неясно, кто, с точки зрения улицы, мог бы стать альтернативой политикам, которыми улица недовольна. А это, в свою очередь, отталкивает от оппозиционного движения массового обывателя, которого страшит неопределенность.

Парламентская оппозиция смотрит на улицу

Изменился модус взаимоотношений между уличной оппозицией и оппозицией в парламенте. Парламентская оппозиция, которую всегда было принято считать управляемой, стала если не ориентироваться на улицу, то прислушиваться к ней и впервые за долгое время отказалась молча довольствоваться местами в Думе. Второе чтение проекта антимитинговых поправок «Единой России», затянувшееся на 11 часов, показало, что парламент, избранный 4 декабря, получился вполне дискуссионным. Это пока лишь эпизод, но он позволяет надеяться, что рано или поздно гражданская активность хотя бы частично будет перенесена с улицы в залы федерального парламента.

Активность на местах

Местные выборы становятся площадкой, где оппозиция реально пытается дать бой власти. Иногда успешно (Ярославль). Иногда не очень (Астрахань). Иногда совсем неудачно (Красноярск). Но в любом случае это опыт, который оживляет и меняет политический пейзаж страны. В этом смысле особое значение приобретают выборы в Москве. Оппозиция уже требует досрочных выборов мэра столицы и Мосгордумы. Но даже если они пройдут в срок (Мосгордума в 2014, мэр — в 2015), есть шанс, что они станут более важной площадкой для выяснения отношений оппозиции и власти, чем Болотная площадь и проспект Сахарова. По крайней мере уже сейчас в оппозиционных кругах победу на московских выборах называют главной стратегической задачей перед выборами в Госдуму и президента.

Шанс на диалог сохраняется

Власть после явных колебаний нащупала модель собственного поведения по отношению к акциям протеста: митинги в определенных (мирных) рамках допустимы. Недопустимо, когда они превращаются в бессрочные (Оккупай) либо перерастают в беспорядки. Это пресекается жестко. Но по сравнению с ситуацией годичной давности, когда по автозакам могли мгновенно рассовать всех участников пикета на 150 человек, санкционированные многотысячные марши протеста в центре города — принципиально новая картина. Прогнозы, что властям вскоре надоест этот «праздник демократии» и они больше не допустят массовых акций, не оправдались. Да, протест пытаются ограничить определенными рамками через ужесточение штрафов. Лидеров оппозиции пытаются под предлогом допросов не допустить на митинг, но сам митинг 12 июня проходит спокойно и мирно. И пока события 6 мая остаются исключением из правил. Такое развитие событий дает надежду на то, что со временем улица и власть пусть и с трудом, но нащупают почву для цивилизованного диалога. И Россия будет меняться. Но без революций и хаоса.