Тюремные перспективы

Удальцов и Навальный стали фигурантами уголовного дела по беспорядкам
11 мая 00:05Павел НикулинПавел Никулин
Навальный опасается нового ареста уже сегодня

Навальный опасается нового ареста уже сегодня

Блогера Алексея Навального и координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова могут обвинить в призывах к массовым беспорядкам во время «Марша миллионов» на Болотной площади. По мнению экспертов, подобное решение, чреватое для оппозиционеров уголовным делом и тюремным сроком, было бы скорее политическим. Пока же оппозиционеры остаются в статусе свидетелей. Именно в таком качестве в четверг, 10 мая, их допросили в столичном управлении СКР. Одновременно московские следователи начали проверку сообщений об избиениях участников «Марша миллионов» полицией.
 

Блогера Алексея Навального и координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова могут обвинить в призывах к массовым беспорядкам во время «Марша миллионов» на Болотной площади. По мнению экспертов, подобное решение, чреватое для оппозиционеров уголовным делом и тюремным сроком, было бы скорее политическим. Пока же оппозиционеры остаются в статусе свидетелей. Именно в таком качестве в четверг, 10 мая,  их допросили в столичном управлении СКР. Одновременно московские следователи начали проверку сообщений об избиениях участников «Марша миллионов» полицией.


На допрос Удальцова и Навального привезли из изолятора временного содержания на Симферопольском бульваре, где они отбывают 15 суток за неподчинение законным требованиям сотрудников полиции во время «народных гуляний», которые непрерывно проводятся в центре Москвы с 7 мая. По словам адвоката блогера Вадима Кобзева, на допросе «Алексей рассказал им все, что он наблюдал на митинге от его начала и до своего задержания». Пока об обвинении Навального речь не идет. Он проходит только как свидетель. «Обвинительного уклона в допросе не прослеживалось, — сказал «МН» Кобзев, — у меня даже сложилось впечатление, что они реально хотят разобраться в происходящем».


Для Удальцова, как рассказала адвокат Виолетта Волкова, «допрос ничем не закончился», его перенесли, так как вчера оппозиционер весь день провел в суде. От дальнейших комментариев Волкова отказалась, сославшись на подписку о неразглашении.


Дело о призывах к массовым беспорядкам (ст. 212 УК, до двух лет лишения свободы) и применении насилия к полицейским (ст. 318 УК, до десяти лет) возбудили 6 мая, после того как акция оппозиции «Марш миллионов» переросла в столкновения с ОМОНом. Полицейские били оппозиционеров дубинками, а митингующие закидывали их камнями и бутылками. В ходе драки пострадало 29 сотрудников ОМОНа и не менее 50 участников акции. Полиция задержала около 400 митингующих. К четвергу следователи успели допросить 300 полицейских, охранявших порядок на «Марше миллионов».


Сопредседатель оппозиционного демократического движения «Солидарность» Борис Немцов уверен, что судьбу Навального и Удальцова будут решать не следователи и судьи. «Власти боятся оппозиции как огня, так что вопрос о предъявлении обвинений Навальному и Удальцову будет решаться Путиным», — заявил Немцов «МН». Своих соратников он оправдывает. «Я был рядом с ними на Болотной 6 мая, — рассказывал Немцов. — Столкновения с ОМОНом начали люди в масках. Есть подозрения, что они относятся к Центру по противодействию экстремизму, потому что их никто не задерживал. А Навальный с Удальцовым попытались увести оттуда как можно больше народа, чтобы митинг не превратился в Ходынку».


Решение о предъявлении обвинения Удальцову и Навальному будет политическим, соглашается политолог Алексей Макаркин. «Для того чтобы им инкриминировать что-то, выходящее за рамки административного дела, нужно очень постараться, ведь они не оказывали сопротивления полиции», — объяснил он «МН». А глава общественного фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров не исключает уголовного дела против лидеров несистемной оппозиции, допуская, что власть может пойти на столь жесткий сценарий.


Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что «события 6 мая — это акция по делигитимации Путина. То, что в этом мероприятии приняли участие Удальцов и Навальный, не вызывает сомнений. А какую роль в нем сыграли, предстоит выяснить следователям».


Однако пока власти демонстрируют очевидность правоты действий полиции, а свидетельства об избиении мирных граждан подвергают сомнению. Еще 6 мая МВД и столичные власти назвали действия ОМОНа полностью оправданными, а пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что «полиция должна была действовать жестче». По итогам майских событий официальный статус потерпевших получили только омоновцы. А из всех жалоб гражданских активистов ход дали только одной. Так, на одном из видеороликов с «Марша миллионов» запечатлен омоновец, который бьет ногой по животу лежащую на земле женщину. В комментариях к видео указано, что она беременна. В четверг СКР сообщил о начале доследственной проверки в связи с публикацией ролика.

 

Участник майских акций протеста Сергей Константинов заявил «МН», что полицейские во время разгона оппозиционеров необоснованно применяли силу. «Я приехал 7 мая на Манежную площадь, меня затащили в автобус и избили дубинками шесть человек, палец сломали и ногу ушибли», — рассказал он. С гипсом на руке и с зонтом, который он использовал вместо трости, Константинов пришел 9 мая на Чистые пруды, где у памятника казахскому поэту Абаю Кунанбаеву проходит бессрочная акция протеста.


Тем временем уже более двух суток оппозиционеры не покидают импровизированный лагерь на Чистопрудном бульваре. 13 мая к ним присоединится писатель Борис Акунин, который проводит вместе со своими коллегами акцию «Контрольная прогулка». Участники акции на Чистых прудах заявляют, что не уйдут с улиц, по крайней мере до тех пор, пока не освободят Навального и Удальцова. Последний уже призвал собравшихся не прекращать «гулянья» в центре Москвы. В обращении к своим сторонникам, опубликованном в твиттере его адвокатом Волковой, он также попросил начать подготовку нового «марша» и провести его 12 июня, в День России.

 

 

«В спецприемниках видели и тараканов, и плесень»

 

О том, в каких условиях будут содержаться Удальцов и Навальный, «МН» рассказал председатель Общественной наблюдательной комиссии по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания в Москве Валерий БОРЩЕВ:


— Недавно я посещал московский спецприемник для административно арестованных, расположенный на Симферопольском бульваре, куда доставили в том числе Алексея Навального и Сергея Удальцова. В целом условия содержания в спецприемниках получше, чем в следственных изоляторах «Бутырка» или «Матросская Тишина». Питание там, естественно, скудное, но разрешаются передачи в достаточно полной мере, и получить их проще, чем в СИЗО. Правда, камеры большие — на 18 человек, но есть и камеры поменьше — на шесть человек и на четыре человека. Камер немного, не больше десяти. Их наполненность зависит от ситуации — в обычные дни арестованных не очень много, но после больших акций наподобие событий на Болотной площади спецприемник переполнен. Из-за этого норма содержания арестованных не соблюдается — получается меньше положенных 4 кв. м на одного человека. Представители Общественной наблюдательной комиссии высказали претензии — в частности, мы попросили убрать второй ярус у кроватей, чтобы не было переполненности, а также кровать рядом с туалетом. Сотрудники спецприемника с нами согласились, но пока этого не сделали. Периодически поступают жалобы от арестованных на антисанитарию, и мы, в частности, во время осмотра обнаруживали и тараканов, и плесень на потолке. Но серьезных нарушений, таких какие имеют место в следственных изоляторах, в спецприемниках нет.