16640
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19030
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10010
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3144
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6326
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5477
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3350
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2460
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9520
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7851
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6062
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6547
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4360
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3344
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2667
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2600
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3284
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2400
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2417
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3730
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3266
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2393
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2074
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3651
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3605
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2400
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2432
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2776
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2623
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2461
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2634
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4766
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3420
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3126
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2630
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 26/06/2013 Соня Шпильберг 0 140

Звуки науки

Художник Юлия Боровая выращивает кристаллы в подземных этажах университета

Александр Уткин

— Что такое научное искусство?

— Синтез науки, технологий и искусства — это то, с чем мы работаем, и это серьезно отражает наше время, в этом по большей части и есть искусство. В нашей стране все развивается очень медленно, и научное искусство в том числе. Но в моем деле все идут друг другу навстречу, что меня очень радует, и вообще интересуются этим явлением. За границей научное искусство уже достаточно развито.  А здесь, как ни странно, это направление ни так хорошо развито. Такое ощущение, что у наших ученых, естественно, в основном молодых, есть какая-то потребность души, и когда ты им предлагаешь поучаствовать в проекте – они соглашаются. Во всяком случае в соцсетях все прочувствовали явление science-art.

— Вы химик или художник?

— Я художник. Никакого отношения к науке не имела. Первое мое образование — живописное, второе — дизайн интерьера. В результате занимаюсь и тем и тем: живописью – потому что работаю с живыми средами, а дизайном — потому что с пространством, а так же делаю из липкого, сыпучего, бьющегося предмет искусства. Я где-то посередине и называю это научным искусством.

— Как вам удалось добиться того, что в консервативном МГУ понимают, чем вы занимаетесь?

— Поняли не все. Старожилы МГУ уверены, что мы трудимся на благо отечественной химии. В конце 2011 года я сделала одну хорошую экспериментальную работу, ее нашли через интернет и пригласили меня сюда. Это были бизнесмены-интеллигенты, имеющие отношение к МГУ, которым вдруг стал интересен синтез науки и искусства — это более молодое поколение химфака. Они занимаются здесь обеспечением химического оборудования и при этом имеют философское образование, пишут книги о научном искусстве, интересуются культурными вещами — это Семен Ерохин и Владимир Гагарин. Им хотелось с моей помощью на базе своих кураторских взглядов сделать выставку — и это произошло в ЦДХ. Мне выдали должность научного сотрудника, немного денег, попросили придумать несколько проектов, и мы этой весной провели еще одну science-art-выставку весной, куда были приглашены иностранные художники и критики научного искусства.

Художник Юлия Боровая инжект

— Хорошо, выставки прошли, а как вам удалось остаться?

— Удивительно, но на факультетах естественных наук МГУ вообще нет снобизма, только приятные и внимательные люди. Ученым вообще не свойственны дурные качества, характеризующие большинство художников, наверное, потому что они работают с природой. Природа разрешает, природа запрещает — тут законы очень просты и органичны. Работа с природными явлениями, химическими процессами долгая и кропотливая, эти синтезы — могут получиться, а могут и нет — вот где рука творца. Мне очень комфортно среди этих людей, у нас прекрасные отношения.

— А как складываются ваши отношения с наукой?

— Мне многое объяснили, научили — я стала понимать фундаментальные вещи. Знаю, что такое ядерно-магнитный резонанс, что это важный процесс точного определения состава вещества. Само по себе в химии все чудесно — мне рассказывают, какие метаморфозы можно творить с молекулами, и я не могу поверить этому. Это самое высокое искусство. У меня есть друг-ассистент, Эдуард Рахманов — химик, техник и прекрасный человек. Все сложные или слишком научные рабочие процессы выполняет он. Мы работаем с ним как одна команда, прекрасно друг друга понимаем как в научных контекстах, так и в художественных. Все идеи обсуждаем вместе.

Ученым вообще не свойственны дурные качества, характеризующие большинство художников, наверное, потому что они работают с природой

— Вас жалуют вниманием продвинутые музейные площадки?

— У нас получилось добиться расположения Политехнического музея — нам пришлось искать финансовой помощи, потому что за свой счет делать science-art-проекты нереально, это очень дорогое искусство. Нам помог фонд «Династия», он финансирует подготовку к выставке в Политехническом, которая откроется в октябре 2013-го. Некоторые проекты, представленные там, будут наши. Надо сказать, в Москве  очень мало художников, работающих в направлении научного искусства.

— Кого вы можете к ним отнести?

— В Москве — Дима Каварга, есть еще творческое объединение «Куда бегут собаки» в Екатеринбурге. Художников, занимающихся научным искусством, мало прежде всего потому, что это дорого и долго. И нужно работать с учеными. В наукоискусстве есть что-то космическое, особенно в плане затратности. 

— Вы приносите какую-либо пользу университету?

—Есть мнение, что сайенс-арт развивает искусство, но меньше развивает науку — отсюда осторожное отношение деятелей науки к этому направлению. На самом деле это не так — во время экспериментов у нас рождается много новых зацепок, в будущем — гипотез, которые и должны появляться в науке самым неожиданным образом. Открытий мы, конечно, не делали, но появилось много ниточек, за которые ученым удалось зацепиться в исследованиях, естественно, эти ниточки видны тем, кто их ищет.

Юлия Боровая

— Я видела ваш «питомник» кристаллов — что с ними собираетесь делать?

— Это объект, который мы начали еще год назад. Большая цилиндрическая емкость с тремя колбами, в которых раствор. В самом цилиндре — жидкость, она циркулирует, нагревая и охлаждая раствор в колбах. В колбах образуются кристаллы и в реальном времени можно наблюдать процесс их зарождения и умирания. Весь этот «организм» называется «сферолит». Сейчас мы дорабатываем этот проект для выставки в Политехническом, которая состоится осенью. Кристаллы будут расти, а мы будем анализировать этот рост цифровыми средствами и производить графику, звук, опираясь на полученные данные с кристаллического процесса: в реальном времени мы запускаем химический процесс, анализируем его и слышим звуки, наблюдаем графическую модель роста кристаллических деревьев.

— Как вы придумываете такие сложные проекты? Как вообще выглядит процесс работы наукохудожника?

— Когда мы делаем один проект, мы исследуем также материалы и перспективы работы с ними. Так во время одного проекта зарождается еще несколько — все эти замыслы мы облекаем в чертежи и наброски. То, чем я занимаюсь, — это работа с живым и цифровым. Когда это соединяется, происходит волшебство. Поэтому мы стараемся создавать в реальном времени процесс, который можно проанализировать цифровыми средствами и получить нечто гибридное.

— Какое впечатление производят ваши работы на зрителя?

— Не всякий зритель понимает идею художника до конца, но для меня важно, чтобы почти на каждого это произвело впечатление, чтобы он не ушел с пустотой внутри. Для наблюдателя весь этот процесс немного как транс-терапия. Если говорить о нашем старом проекте с цифровым молоком, который мы делали с Сергеем Касичем и Вадимом Смахтиным, где мы анализировали процесс сольватации (электростатическое взаимодействие между частицами растворенного вещества и растворителя. — «МН»), то получались совершенно гипнотизирующие штуки в реальном времени, где каждый зритель мог наблюдать бесконечное рождение фрактальных моделей. На каждый цвет — приходился свой звук, цвета перемещаются — звуки тоже. Я выступаю как дирижер процесса, одновременно сливаюсь с живым, природным, вечным.

— А где же здесь арт?

— Визуально — это физико-химическая реакция, а аудиально — творческая деятельность группы художников. Нам интересна природа самоорганизации веществ. Визуальная и звуковая. То, как эти две сферы переплетаются в одном живом, жидком организме. В этом для нас и есть.

Официально я считаюсь младшим научным сотрудником. На эти деньги жить нельзя, зато я могу здесь находиться в любое время

— В России есть еще такая лаборатория? Или ваш случай уникальный?

— В Москве есть лаборатория «Инновационных научно-художественных исследований» Даши Пархоменко при НИФХИ им. Л.Я. Карпова, которая скорее галерея — там результаты работ выставляют. Когда я два года назад приехала из Ростова-на-Дону в Москву, я начала искать поддержки у единомышленников и оказалась одна в том смысле, что выставить проекты все были рады, а помочь их создать — отказывали.

— Не пробовали завязать дружбу искусства с другими науками?

— Плюс нашей лаборатории как раз в том, что у нас есть возможность сотрудничать с геофаком и биофаком, которые тут рядом, и мы все друг друга знаем. Сейчас на геофаке нам разрешили поработать в лаборатории с бактериями.

Художник Юлия Боровая инжект

— Они будут танцевать под музыку?

— Не исключено. Бактерии невероятно жизнеспособны и активны. На геологическом факультете работают с бактериями, которые провели в ледниках миллионы лет, их размораживают и исследуют присущие им невероятные свойства долголетия. На геофаке работают прекрасные люди, они меня очень поддержали, поэтому я сейчас вовсю думаю о проекте с живым.

— Вы общаетесь с зарубежными научными художниками?

— Конечно, я в теме развития научного искусства. Основные очаги в Европе — это Австрия, Голландия, Словения. Там свои художники, свои методы работы, отличные от русского взгляды на искусство. Европа хороша безупречной организацией художественного процесса.

То, чем я занимаюсь, — это работа с живым и цифровым, когда это соединяется, происходит волшебство

— На российский science-art есть спрос?

— Я просто уверена, что будет. Для рекламных акций, автомобильных, потому что интересное искусство нужно везде, и мои коллеги за рубежом совсем не бедствуют. Ко мне приезжают коллеги из других стран и говорят: «Юля, помоги найти цифровой микроскоп». Оказывается, в Гааге, на факультете science-art’а на начальных курсах не допускают к сотрудничеству с учеными. Общение с учеными начинается после периода самостоятельной работы. Вот я и думаю — как я уеду из нашей страны, если здесь можно найти доступ почти к любой научной технике? Проблема пока в восприятии научного искусства, русские ученые пока словно за шорами, они нацелены на свои научные задачи, не понимают, что наука сейчас проникает во все художественные сферы — искусство, дизайн, архитектуру, они не понимают, что наши области очень похожи, мы, художники и ученые, имеем одну мотивацию, только под разным углом зрения — это поиски истины.

— У вас тут что-нибудь взрывалось?

— Нет,  мы используем только безопасные вещества потому что требования по безопасности объектов для зрителя — это очень важная вещь.

Ухо Стеларка

Стелиос Аркадиу, официально сменивший имя в 1972 году на Стеларк, — австралийский художник-перформер, считающийся одним из пионеров направления science-art. На создание каждого его проекта уходило по несколько лет. До того как художник перешел к научным экспериментам, он совершил 25 подвешиваний своего тела на крюках. Стеларк снял три фильма о том, что происходит внутри его тела, используя медицинские инструменты, протезы, робототехнические устройства. Художник считал, что жидкости, кости и мягкие ткани можно заставить танцевать слабыми электрическими импульсами внешних приборов. А электричество человеческого тела можно использовать для питания антропоморфных механизмов, чтобы изучить человеческую беспредельность.

Так, все его значительные проекты связаны с плотью и электричеством — это механическая рука, управляемая импульсами мышц ног и живота, скелет с механизмом манипулирования и ухо, которое Стеларк имплантировал в руку, снабдил слуховым чипом и транслировал в интернет, заостряя вопросы этики в век генетики.

Стеларк сейчас активно экспериментирует с поисковыми системами, пытаясь синтезировать возможности Google с естественными потребностями своего тела. «Мы живем в век трупа, комы, криогена и химеры. Выращивание органов из стволовых клеток приведет нас из века острой нужды в органах в век органов, ждущих тела», — пишет он на своем сайте.

Стеларк — профессор Питсбурского университета, но до сих пор не имеет высшего образования.