Он прославился в Европе, России, Аргентине, Алжире и Индии как создатель иной архитектуры — стиля «пяти отправных точек»: стойки вместо первого этажа, плоская крыша, сменяющая покатую, свободный фасад (зачастую из самых необычных материалов), свободное планирование внутреннего пространства и окна от стены до стены, дающие интенсивность света, в восемь раз превышающую обычную! Этот человек был уверен, что одна из основных задач архитектуры будущего — строительство удобных комфортабельных домов для перенаселенных мегаполисов, но при этом построил за свою жизнь и монастырь, и здание Верховного суда, и хижину отшельника.
Его первый учитель рисования Шарль ле Эплаттеньер сказал однажды: «Вы будете замечательным архитектором!», на что Корбюзье ответил: «Ни за что! Я ненавижу архитектуру!» Но, несмотря на такое решительное заявление, будущий мэтр начинает брать уроки у швейцарского архитектора Рене Чапаллаза, и его первые дома, построенные на родине, — вилла для родителей Жаннере-Перре, вилла для одного из крупных часовых магнатов Швоба — испытывают сильное влияние этого человека.
Первая мировая война, свержение русского императора и кайзера в Германии сотрясают Старый Свет. Корбюзье уверен, что улучшение качества жизни людей — ключ к трансформации общества мирным путем. Он открывает первое архитектурное бюро в Швейцарии вместе с кузеном и перебирается в Париж сразу после окончания первой мировой войны, создает проекты зданий для парижских бедняков, которые должны прийти на смену трущобам. Но первое такое здание в итоге появится в Марселе только после второй мировой, а пока архитектор становится популярным у парижской элиты, которой строит несколько вилл в предместьях города — виллы Ла Роша/Жаннере, Штейн, Савой.
В 1922 году он рисует первый план города будущего — «лучезарного» и зеленого, с небоскребами и парками. Но следующие 30 лет Москва, Алжир, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро будут отвергать эту идею, пока наконец первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру не пригласит Ле Корбюзье для строительства новой столицы штата Пенджаб.
Пока же молодая советская республика приглашает его для строительства здания Центросоюза в Москве. Это первое в Европе строение со сплошным остеклением. Три года — с 1928 по 1930 год — Корбюзье регулярно появляется в Москве, не только координируя строительство, но и общаясь с советскими архитекторами Весниными, режиссером Эйзенштейном и художниками-авангардистами.
Однако затем Корбюзье проигрывает конкурс на проект Дворца советов. Негодуя, он пишет Луначарскому о неправильном выборе правительства, которое отдает предпочтение более «классическому» варианту. И становится в СССР фигурой нон грата, с трудом получив оплату за проект Центросоюза через 10 (!) лет.
Еще одна «неудача» — со штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке, на берегу Ист-Ривер. Корбюзье не сумел найти общего языка с остальной группой архитекторов, приглашенных для создания макета, и ушел из проекта.
Даже католическая церковь не смогла остаться в стороне от авангардных течений в архитектуре. Капелла Роншан и монастырь Ля Туретт поразили воображение, казалось бы, уже привыкшей ко всему публики. Они отражают новый период творчества архитектора — пластицизм. Удивительное зрелище являет собой капелла, стоящая на вершине холма, подобно изогнутым парусам. А кельи монастыря — просторные и светлые — пронизаны духом аскезы и благочестия, но в то же время современности.
Он умер в 1965 году от сердечного приступа во время купания в море, последние годы пребывая в постоянной меланхолии и размышляя о множестве неосуществленных проектов. Между тем Бродский сравнил Ле Корбюзье с люфтваффе, отметив, что
...Оба потрудились от души
над переменой облика Европы.
Что позабудут в ярости циклопы,
то трезво завершат карандаши.
Ле Корбюзье в Москве
Здание: Центросоюз (Росстат)
Мясницкая, 39 (наилучший вид открывается с проспекта Сахарова)
Выставка: «Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой»
ГМИИ им. А.С. Пушкина,
25 сентября — 18 ноября, вт.–вс. 10.00–19.00