Конец 2011 года ознаменовался завершением, пожалуй, самого необычного из громких судебных процессов последнего времени: Ленинский районный суд Томска отказал прокуратуре, добивавшейся внесения в федеральный список экстремистских материалов священной книги индуистов «Бхагават-гита». Иск, поданный прокурорскими работниками в июне, 28 декабря завершился в пользу томского отделения «Общества сознания Кришны».
Накануне оправдания томскими судьями «Бхагават-гиты» скандал этот вышел на международный уровень. 21 декабря министр иностранных дел Индии Соманахалли Малайя Кришна заявил, что МИД страны начал консультации с российскими властями о прекращении судебного процесса, который чиновник назвал «чистым абсурдом». Посол России в Индии Александр Кадакин, в свою очередь, заявил, что и его самого «печалит» судебный процесс в Томске, где, «видимо, нашлись свои сумасшедшие».
В роли «сумасшедших», заметим, помимо подавших иск работников прокуратуры оказалось и региональное управление ФСБ, а также научные сотрудники Томского госуниверситета, усмотревшие в индуистском религиозном трактате «разжигание ненависти».
Во вторник, 27 декабря глава МИД Индии в очередной раз встретился с российским послом Кадакиным и вновь заявил дипломату об озабоченности, которую власти страны испытывают по поводу процесса в Томске. Соманахалли Малайя Кришна сказал послу, что индийская сторона призывает российское правительство предпринять все возможные усилия для разрешения проблемы. Разбирательство в Ленинском суде Томска сказалось и на внутрииндийской политической ситуации. В среду, 28 декабря, крупнейшая оппозиционная партия страны - Бхаратия Джаната Парти потребовала от премьер-министра Монмохана Сингха объявить «Бхагават-гиту» национальной книгой – как заявил лидер оппозиционной партии Сушма Сварадж, «после этого ни одна страна не посмеет оскорбить священный для каждого индуиста текст».
В руководстве российского «Общества сознания Кришны» полагают, что суд вряд ли отклонил бы иск томской прокуратуры, если бы к процессу не проявило внимание другое государство – на своем официальном сайте кришнаиты выражают благодарность индийскому премьеру, парламентариям, членам правительства (в первую очередь главе МИДа), а также послу Индии в России Аджаю Малхотре. Впрочем, благодарности удостоились и российский омбудсмен Владимир Лукин, и представитель уполномоченного по правам человека Нелли Кречетова.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Бхакти Вигьяна Госвами (в миру Вадим Тунеев) заявил, что процесс «неожиданно для тех, кто его затевал, превратился в рекламную кампанию» «Бхагават-гиты». «Около тысячи публикаций в индийских, российских, английских, американских, австралийских и других средствах массовой информации, десятки телевизионных репортажей, тысячи сообщений в социальных сетях», - перечислил глава российских кришнаитов.
Резонанс был бы еще большим, если бы суд удовлетворил иск прокуратуры, чего достаточно для включения «Бхагават-гиты в формируемый Минюстом Федеральный список экстремистских материалов. «Это то же самое, как если бы суд запретил если не Библию, то христианский катехизис», - пояснил «МН» директор информационного центра «Сова» Александр Верховский. В действующем варианте списка присутствуют религиозные тексты – многочисленные брошюры «Свидетелей Иеговы», сочинения радикальных исламистов и неоязычников. Однако книга, фактически играющая роль священного писания (в данном случае, для кришнаитов), в число разжигающих рознь материалов еще не попадала.
В августе предметом изучения судей, рассматривавших заявление прокуратуры, стало экспертное заключение книги «Бхагават-гита как она есть», выданное деканом философского факультета Томского госуниверситета Сергеем Аванесовым. Профессор Аванесов и его коллеги, доценты ТГУ Валерий Свистунов и Валерий Наумов, констатировали, что «автор книги использует по отношению к тем, кто не является последователями учения о Кришне, унизительные определения, выраженные такими словами, как «глупец», «невежда», «недалекий», «демон», «свинья» и тому подобными». Посему, сделали вывод эксперты, имеет место «разжигание религиозной ненависти, унижения достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии».
Впрочем, лингвистическая экспертиза процессуально оформлена не была, что, видимо и подкрепило позицию ответчиков, в роли которых выступали региональное «Общество сознания Кришны» и его лидер Чарудешна Прабху (Энвер Измайлов). Кришнаиты обращали внимание судей на то, что они уже около десяти лет занимаются легальным распространением своей религиозной литературы. К слову, «Бхагават-гита» в кришнаитском переводе находится в программе изучения на историческом факультете все того же ТГУ.
Поддержку нетрадиционной религиозной организации оказали томские правозащитники, которые начали серию пикетов с первого же заседания суда по «кришнаитскому делу», состоявшегося 12 августа.
Как отмечает Александр Верховский, судебный процесс в Томске – нетипичное явление, поскольку в последние годы российские кришнаиты редко становились предметом пристального внимания властей, в отличие от тех же «Свидетелей Иеговы». «У кришнаитов могли быть проблемы административного порядка, как и всех нетрадиционных религиозных организаций, но об экстремизме никто не заикался, - подчеркивает Верховский. - Неизвестно, что послужило поводом для демарша прокуратуры, вероятно, подоплекой послужила какая-то история».
Судебная тяжба – далеко не первая проблема, с которой сталкивается весьма активная томская община вайшнавов (так именуют себя «преданные Кришны»). Весной 2011 года по решению суда были снесены несколько домов, возведенных кришнаитами в селе Кандинка – власти указали на то, что постройки сооружены на территории зоологического заказника. Лидер общины Энвер Измайлов, в свою очередь, утверждает, что не обошлось без противодействия местной епархии Русской православной церкви, представители которой приезжали в Кандинку и якобы подбивали сельчан подать на сектантов в суд.
Кришнаиты как они есть
«Международное общество сознания Кришны» (также часто фигурирующее под своей англоязычной аббревиатурой ISKCON, ИСККОН) было основано в 1966 году в Нью-Йорке индийским религиозным деятелем Бхактиведантой Свами Прабхупадой. С точки зрения самих кришнаитов, их вероучение является традиционным, поскольку базируется на догматах бенгальского вайшнавизма – одного из монотеистических течений в индуизме (основатель гаудия-вайшнавизма Чайтанья жил в XVI веке). Впрочем, религиоведы относят учение, широкая проповедь которого в США и Европе началась лишь в 1960-е годы, к новым и нетрадиционным религиозным явлениям. Начало кришнаитского движения в СССР принято отсчитывать с визита Шрилы Прабхупады, приезжавшего в Москву в 1971 году по приглашению индийского посольства. В конце 1970-х деятельность кришнаитских общин привлекла внимание КГБ.
Движение оставалось нелегальным вплоть до 1988 г., когда Совет по делам религий при Совмине СССР зарегистрировал Московское общество сознания Кришны. В России, по данным Минюста, официально зарегистрированы 3 централизованные и 70 местных религиозных организаций кришнаитов. По сведениям же самого ИСККОН, российское общество сознания Кришны охватывает в общей сложности более сотни общин, которые, по утверждению самих кришнаитов, уже к концу 90-х объединяли «до 100 тыс. человек».
Деятельность кришнаитов подвергалась критике со стороны отдельных иерархов Русской православной церкви – в частности, епископа Забайкальского и Читинского Палладия и Уфимского и Стерлитамакского епископа Никона. В 1994 г. Архиерейский собор РПЦ принял определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором ИСККОН упоминалось в числе псевдорелигий, наряду с «церковью сайентологии», «церковью Муна», мормонами и «Аум Синрике».
Собственно «Бхагават-гита» - часть эпоса «Махабхарата», которая, вероятнее всего была написана в период с IX по II вв. до нашей эры, и относится к классическим индуистским текстам. «Бхагават-гита как она есть» – перевод писания с санскрита на английский с комментариями Свами Прабхупады, изданный в 1972 г. Некоторые видные российские индологи (например, профессор СПбГУ Владимир Эрман и директор Института высших гуманитарных исследований РГГУ Сергей Серебряный) полагают, что «Бхагават-гита как она есть» содержит многочисленные искажения оригинального текста.