Ссуды в храмах и указы «о справедливости»
Понятие социальной справедливости мы можем найти в седой древности. В архаических обществах существовали обычаи, когда излишки богатства демонстративно уничтожались.
И у древних ариев, и в Древнем Египте, и у древних шумеров, и в других древних цивилизациях признавалось, что слишком большой разрыв между богатыми и бедными — это безусловное зло.
Если мы посмотрим на цивилизации Шумера и Египта, увидим, что именно религия отвечала за социальную справедливость. У шумеров храм не только служил религиозным центром, но и оказывал помощь нуждающимся, устанавливал твердую меру весов, определял максимальные проценты для кредиторов и давал попавшим в затруднительное положение ссуды и беспроцентные займы. Более того, каждые пять-семь лет принимались указы «о справедливости», списывавшие старые долги.
Идеи древних шумеров, а также египтян, чьи жрецы в Мемфисе впервые высказали идею о боге как о верховном собственнике и подателе всех благ, который заботится о каждом человеке, оказали влияние на христианство, иудаизм и ислам. В России из христианских конфессий православие считается традиционной религией, так же как и две другие монотеистические религии — иудаизм и ислам, а кроме них к этой же категории относится буддизм. Несмотря на то что эти религии очень разные, все они придерживаются нескольких базовых нравственных принципов в отношении материальных благ: слишком большой разрыв между бедными и богатыми — зло; духовные блага важнее, чем земные; жадным быть плохо; воровать грешно; праведники получат воздаяние на небесах или даже уже на земле; спасутся (или в буддизме улучшат свою карму) те, кто помогает нуждающимся.
Копить или не копить
Универсальный принцип, который мы можем проследить во всей истории религии, — духовные блага признаются более важными, чем материальные. Но это не значит, что материальное отвергается. Мы не найдем ни одного учения, где люди просили бы послать им нищету. И понятие добровольной бедности аскетов всегда отличалось от вынужденной нищеты, в которой человек оказался волею судьбы или случая.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» — это и есть прошение, чтобы мы не остались голодными. Правда, не хлеб с черной икрой и красной рыбой, а что-то более скромное.
Ветхий Завет не осуждает хозяйственный расчет и умение приумножать богатство — достаточно вспомнить Иосифа, долгое время правившего Египтом. Более того, Завет предусматривает ряд мер, чтобы члены еврейского общества могли повысить свое благосостояние. Для защиты бедных тоже есть много правил: о недожатом крае поля, о десятине, о корзине с пищей, доступ к которой открыт раз в неделю.
«Не хлебом единым жив человек», — говорит Иисус в ответ на искушение в пустыне, когда ему предлагают превратить камни в хлебы. И это цитата из Ветхого Завета: не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. Здесь речь идет не только об иерархии ценностей, но и о том, что хлеб насущный нужен и что все необходимое дается по воле Всевышнего.
В исламе пророк Мухаммед в свое время разделил людей на четыре типа по отношению к богатству: у одних есть и богатства, и знания, у вторых — только знания, у третьих — только богатство, у четвертых нет ни того ни другого. Праведниками смогут стать только первые две категории. В то же время ислам — это религия, где очень сильна идея предопределения, и считается, что человеку заранее предначертано, насколько он сможет разбогатеть.
Красть или не красть
Воровство всегда считалось не только государственным преступлением, но и преступлением религиозным, но понятие самой кражи в разных религиях отличается. Для буддиста, например, недопустимо украсть даже травинку. В иудаизме воровство трактуется еще шире: подсунуть покупателю недобросовестный товар — это кража, шуметь по ночам — красть тишину у соседей, давать кому-то напрасные обещания — красть у этого человека разум. А задерживать плату работникам — это вовсе грабительство. В исламе кража и грабеж считаются разновидностью вероотступничества. Христиане в то же время признают, что бывают ситуации, когда человек, например, ворует кусок хлеба для того, чтобы не умереть с голоду, и это не воровство. Кражу совершил тот, кто поставил этого человека в такие условия. Эта тема развивается многими святыми отцами: тот, кто, накопив богатство, не хочет поделиться им с голодным, — вот он и есть архивор.
Торговать или не торговать
В исламе торговля до сих пор считается лучшим способом заработать. Пророк Мухаммед был торговцем, а к земледелию и ремеслам в то время арабы относились презрительно — когда создавался Халифат, этим должны были заниматься другие народы. Ростовщичество при этом, как и во всех других религиях, осуждается: плохо, когда деньги производят деньги. Исламские банки из-за этого беспроцентные. Впрочем, в иудаизме ростовщичество осуждалось только по отношению к своему народу — так что в Европе, когда заниматься многими ремеслами или земледелием переселявшимся евреям было запрещено, для них оставались только финансовые операции.
Так или иначе все религии сходятся в одном: каким бы трудом ни накопил человек свое богатство, ждать искупления грехов можно только тем, кто поделится им с нуждающимся.
Бедных в России уже не так много, как десять лет назад: по данным Росстата, если в 2000 году их было 29%, сейчас тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума, лишь 13,1% (около 18 млн человек). В то же время величина прожиточного минимума давно не менялась, и те, кто измеряет уровень бедности другими методами, оценивают его гораздо более высоко. Так, по данным Института социологии Российской академии наук, за порогом бедности находится треть населения. При этом в стране 180 тыс. миллионеров и около 330 мультимиллионеров (данные Forbes 2013 года).