Колледжи
В Московский художественно-театральный колледж №60 на отделение анимации по специальности художник-мультипликатор принимают как после девятого класса, так и после одиннадцатого. Обучение может быть бесплатным или на коммерческой основе. Программа состоит не только из специальных дисциплин, но и из общеобразовательного курса, включающего, например, литературу и русский язык. Срок обучения варьируется от двух лет и десяти месяцев до трех лет и десяти месяцев.
Ул. Радио, д. 6/4, стр.1
(499) 261-46-20, (495) 632-12-45
На Западе, а с недавних пор и в России художника-мультипликатора называют аниматором. Это не совсем правильно. К аниматорам не относят художников, рисующих фон, создающих образы героев или занимающихся раскадровкой, но, по сути, они тоже художники-мультипликаторы.
Прорисовщик — художник, конечный рисунок которого зритель видит на экране. Он должен не только уметь хорошо рисовать, но и знать основы анимации. Это профессия штучная и очень востребованная.
Фазовщик — работает на подхвате у прорисовщика, рисует промежуточные фазы между ключевыми кадрами, которые создал прорисовщик. Главная задача фазовщика — попасть между компоновочными рисунками. Основные качества, которыми он должен обладать, — терпение и точность.
Заливщик — это скорее чернорабочий, нежели квалифицированный специалист. Он должен очень быстро раскрашивать картинки в заранее размеченные цвета.
Оператор сборки сцен и сканирования выполняет несколько разных видов работ, связанных с цветом, — разметка цветов для раскраски по образцам художника-постановщика и совмещение уже раскрашенных сцен с цветным фоном и одновременной проверкой заливки. Оператор должен обладать скрупулезной точностью и повышенной внимательностью.
Композер — при помощи компьютерной графики делает в мультфильмах спецэффекты. Для того чтобы создавать эти эффекты, необходимо владеть как минимум Adobe After Effects.
Аниматор по перекладке — это художник, перемещающий части разрезанных рисунков, созданных мультипликатором-постановщиком. Должен уметь предвидеть результаты своей работы до того, как приступит к ней.
Ассистент художника по подготовке перекладок работает в тандеме с художником-постановщиком. Как правило, он разрезает персонаж на части, дорисовывает за художником недостающие детали. В идеале это специалист, владеющий различными техниками рисунка и живописи, к тому же отлично знающий графические программы.
Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А. Герасимова дает возможность получить среднее профессиональное образование по специализациям художник компьютерной мультипликации, художник рисованной мультипликации, художник объемно-кукольной мультипликации. Обучение платное. Срок обучения — 3 года 10 месяцев
Ул. Будайская, д. 3
(499) 181-03-93
Вузы и курсы дополнительного профессионального образования
Для взрослых, готовых сесть за парту, есть различные учебные заведения, готовящие мультипликаторов по программе высшего или второго высшего образования.
В вузах учат в основном режиссеров, но режиссер без команды исполнителей никому не нужен.
Школа-студия «ШАР» готовит специалистов на базе среднего и высшее образование, по двум направлениям: «режиссура анимационного кино». На курс «Анимация» принимаются абитуриенты не только с высшим, но и со средним образованием. «ШАР» считается одним из самых лучших учебных заведений, готовящих специалистов в этой области. Длительность обучения — 2 года.
Ул. Долгоруковская, д. 25
(499) 978-47-78
Во ВГИКе на факультете графики обучают по специальностям художник анимации и компьютерной графики, художник мультипликационного фильма. Обучение дневное и скорее всего платное, но есть и бюджетные места. Конкурс во ВГИК традиционно высокий. Прежде чем нести документы для поступления, придется пройти предварительный отбор, предоставив творческие работы. Требования к ним изложены на официальном сайте ВГИКа.
Ул. В. Пика, д. 3
(499) 181-13-14
В школе компьютерной графики RealTime готовят специалистов в области 3D-моделирования и анимации, композитинга, создания спецэффектов, обучают программам Autodesk 3ds Max, Autodesk Maya, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Flash, Corel Painter. Обучение платное.
Ул. Нежинская, д. 5
(495) 442-59-66, (495) 442-59-77
Полезные ссылки
www.cgtarian.ru — онлайн-школа компьютерной графики и анимации
vk.com/motiongraphics — профессиональное сообщество motion-дизайнеров
flash-animated.com — блог о флеш-дизайне и анимации
vk.com/club12607696 — группа «вконтакте» «для тех, кто хочет научиться делать мультфильмы, но не знает как» (а также для тех, кто готов делиться опытом)
vk.com/i_am_animator — сообщество мультипликаторов
https://animationclub.ru — сообщество профессионалов анимационного кино
https://vk.com/spirit_of_animation — группа «вконтакте», где обсуждают новости мира анимации
Александра Евсеева
директор студии «Воскресение»
«В мультипликации самая главная профессия — это аниматор (мультипликатор), или, иными словами, художник-одушевитель, который оживляет персонажей, создает актерскую игру вместе с актером, который отдает персонажу свой голос. Помимо умения хорошо рисовать эта профессия подразумевает множество специальных знаний, которые начинают получать в годы учебы, а затем оттачивают всю жизнь.
Первичное образование, конечно, нужно. Понятное дело, что сразу человек специалистом не станет, но учиться надо хотя бы для того, чтобы понимать терминологию производства.
Не каждый режиссер оказывается хорошим сценаристом, это редкое сочетание.
В вузах учат в основном режиссеров, но режиссер без команды исполнителей никому не нужен. Исполнителей учит, например, Театрально-художественный колледж №60 на улице Радио в Москве или колледж при ВГИКе. Программы в этих двух заведениях похожие, только в ТХК обучение бесплатное, а в колледже при ВГИКе — на коммерческой основе. А по большому счету все зависит от того, кто конкретно преподает анимацию, то есть от личности мастера.
На сегодняшний день лучший преподавательский состав работает в школе-студии «ШАР».
Есть еще различные онлайн-курсы, где люди учатся дистанционно, например в школе Cgtarian есть курс анимации персонажей. Дистанционное обучение — это, как правило, 3D-анимация, но основные законы движения и у 2D, и у 3D общие. Пожалуй, даже на примере 3D учиться удобнее — результат работы виден сразу и способ его получения более нагляден.
Сейчас наиболее востребованы специалисты компьютерной трехмерной анимации (3D), много проектов запущено в стране в этой технике. Для производства рисованных фильмов тоже требуются специалисты, но там совсем не такие большие объемы. Все в жизни стремительно меняется, и что ждет сегодняшнего абитуриента через несколько лет, когда он окончит обучение, сказать трудно».
Ирина Литманович
режиссер-мультипликатор
«Мой опыт многоступенчатый. Я окончила художественную школу в Воронеже, академию «Бецалель» в Иерусалиме и режиссерские курсы в Москве в школе-студии «ШАР». В мультипликации, хорошо рисуя, можно заниматься разными вещами: существуют профессии художника-постановщика, художника-мультипликатора, фазовщика, прорисовщика. Чтобы иметь хоть какие-то начальные представления о мультипликации, идти учиться можно, если речь идет о подростке, в Театрально-художественный лицей №60 (сейчас его опять переименовали), если об абитуриенте — во ВГИК, а если уже о более зрелом человеке — то в школу-студию «ШАР». Давать советы исходя из собственного опыта трудно — время меняется, а с ним люди, способные чему-то научить, да и вся система образования тоже».
Гарри Бардин
режиссер
«Раньше, в советское время, были курсы мультипликаторов, на которых в течение двух лет обучались новые кадры. Это было фундаментальное обучение. Приходя на производство, мультипликатор лет через десять становился классным специалистом. Сегодня такого нет, нет такой базы. Я об этом все время говорю: нам необходим серьезный подход, академия, чтобы новички могли что-то взять у тех, кто еще жив (к сожалению, многих уже нет на свете). «Распалась связь времен», и это оказалось для мультипликации очень тяжелым испытанием.
Сейчас есть школа-студия «ШАР», есть ВГИК, но там не готовят режиссеров для работы с коллективом. Готовятся кустари-одиночки, которых обучают и мультипликации, и написанию сценариев. Но это не совсем сценарист, не совсем мультипликатор и не совсем режиссер, потому что режиссер предполагает еще и умение работать с людьми. А они работают сами по себе, редко когда берут на проект еще мультипликаторов, в основном общаются еще с тремя-четырьмя членами бригады.
Многих специальностей просто нет в классификаторе профессий, которым пользуется Министерство образования
Это полумеры, потому что режиссер должен заниматься своим делом — режиссурой. Мультипликатор и сценарист — это другие профессии. Не каждый режиссер оказывается хорошим сценаристом, это редкое сочетание. Я не говорю о себе, но в принципе это редко. Писал сценарии Федор Савельевич Хитрук, писал хорошо. Но это редко. У режиссера-мультипликатора — другой способ мышления».
Георгий Васильев
генеральный директор студии «Аэроплан», продюсер сериала «Фиксики»
«В прошлом году была создана Ассоциация анимационного кино России, впервые объединившая ведущие студии, чтобы в том числе решать и проблемы образования, системы подготовки кадров. Вообще существует перекос — готовят много режиссеров, но нет среднего звена. Очень тяжело, люди учатся фактически на производстве. Очень мало учебных заведений, где готовят специалистов, необходимых для современной анимации.
Многих специальностей просто нет в классификаторе профессий, которым пользуется Министерство образования. Это совсем новые профессии. Вот есть такая профессия рендеровщик — это специалист, который переводит математическое описание модели в изображение. Это трудоемкий и сложный процесс, но рендеровщиков никто не готовит. Это художник, тот, кто создает изображение, создает отражение, ставит свет, делает эту волшебную картинку. У него должен быть художественный вкус, он должен быть хорошим техническим специалистом, с хорошим знанием программного обеспечения, на котором он работает» .