Замглавы департамента объяснил участникам ток-шоу Школа.LIVE, что главной задачей при введении системы электронной регистрации был более точный учет всех учеников, охваченных программами дополнительного образования. Дети, которые ходят в кружки — это наиболее активная часть школьников, однако есть и другие — пассивные: «они просто тусуются во дворах и не знают, что могут прийти в спортклуб» — это большая проблема, пояснил Павлов. По данным ведомства, на 1 сентября в Москве порядка 350 тысяч детей занимались в различных кружках и секциях, считалось, что многие из них посещали 5-6 курсов одновременно. Зарегистрироваться в системе они могли только при записи на одну секцию — в итоге оказалось, что на самом деле «самых активных» лишь 264 тысячи. Остальные 86 тоже входят в это число, но лишь благодаря тому, что раньше они учитывались по два-три раза. Всего детей школьного возраста в столице — около 800 тысяч, остается вопрос — чем занимаются в свободное время еще более полумиллиона, указал замглавы департамента.
К 2015-2016-му году 75% школьников должны быть охвачены различными досуговыми программами, сообщил Павлов. Введение электронной системы поможет проанализировать сегодняшнюю ситуацию, при этом правила приема в кружки и секции отличаться не будут. Если кто-то из родителей не сможет сам зарегистрировать своего ребенка, это сделают в самом учреждении дополнительного образования — достаточно будет, как обычно, принести бумажные документы, уточнил чиновник.
Электронная регистрация старшеклассников и тех, кто посещает кружки уже давно, еще ведется, поэтому цифру в 264 тысячи можно считать несколько заниженной — она включает только тех, кто записывался с начала этого года, отметила педагог из Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах Елена Баронина. При этом существует еще одна проблема, неучтенная департаментом: в некоторых школах на портале госуслуг в качестве программ дополнительного образования регистрируют курсы по изучению основных предметов. «Мне рассказала одна девятиклассница, что в их школе решением педсовета таким образом на портале был зарегистрирован второй иностранный язык — он принят как второй обязательный и войдет в аттестат, однако будет реализовываться за счет средств дополнительного образования», — пояснила Баронина.
Беспокойство родителей вызвано и тем, что число бесплатных часов в кружках, по их мнению, могут ограничить: «4 или 6 часов оставят, а за остальное нужно будет доплачивать», объяснил еще один педагог. Впрочем, как заявил Павлов, подобные опасения безосновательны: электронная регистрация и «санпиновские» нормы нужны лишь для того, чтобы определить норматив для государственного финансирования дополнительного образования. Именно поэтому необходимо установить, сколько часов в неделю занимается ребенок по каждой программе. Но это не значит, что шесть часов ребенок будет заниматься бесплатно, а остальное время за деньги. При предоставлении того же объема услуг финансирование уменьшаться не будет, и взимать за них плату с родителей директор школы права не имеет, подчеркнул замглавы департамента. Другое дело — новые кружки. Вот они по решению руководства образовательного учреждения могут быть платными, считает Павлов.
«Дополнительное образование уходит из школ, идет тенденция к сокращению учреждений за счет того, что образуются холдинги», — указал еще на одну проблему методист Дома туризма Южного округа Юрий Самохин. По его словам, при присоединении к школе детских кружков и секций далеко не всегда директор оставляет для них те же площади, что были у них раньше. Впрочем, как возразил Павлов, в 2005 году у Москвы уже был опыт комплексной реорганизации системы профессионального образования, когда из 234 учреждений аналогичным образом было сделано 65 – «ни одного здания не пропало, и сейчас педагоги получают зарплату на порядок больше». Дети, родители и педагоги при оптимизации получают только плюсы, выгоду теряет управленческий аппарат, который приходится сокращать. Методистов и некоторых педагогов это тоже может коснуться — «но если это реальный специалист, его никто не сократит», уверен замглавы департамента.
Основная трудность при определении нормативов финансирования дополнительного образования, по словам Павлова, состоит сейчас в том, что эта сфера очень многообразна: кружки бывают самых разных профилей и уровней изучения. Как отметил педагог Александр Пшеничный, с окончательным введением электронной системы может возникнуть такая ситуация, когда родитель хочет зарегистрировать своего ребенка, например, в группе по изучению химии, а тот уже занимается плаванием в бассейне. Получается, «ребенок уже набрал свою норму дополнительной нагрузки, и система его не регистрирует, как в этом году», — указал Пшеничный. Впрочем, пока тестирование еще не завершено, система будет дорабатываться, и на этот вопрос департамент образования сможет ответить в марте 2013 года, заключил Павлов.