Монолог директора школы:
— Нам, конечно, нужно еще одно помещение. Мы должны поделить все классы для преподавания иностранного языка на три группы. Денег хватает, учителей достаточно. Но такого количества кабинетов просто нет. А с третьим часом физкультуры как мы только не выкручиваемся. У нас территория — 0,7 га, но полгектара — это наше здание, и до сих пор нет спортплощадки. Мы хотим сделать из школы лингвистический центр: сейчас преподается три обязательных иностранных — английский, французский, немецкий, и четыре факультативно, в том числе итальянский, испанский, китайский.
К нам присоединяют не пустое помещение и не такую же спецшколу, а дворовую школу. Вместе с помещением мы получаем специфический контингент учеников, преподавательские кадры и все проблемы той школы.
В электронной записи нас выбрали 280 человек, а наш максимум — 120 детей. 76 детей прошли через дошкольные курсы Happy Day. Подготовка, которую получают на этих курсах, заметна весь первый класс. По уровню успеваемости подавляющее большинство прошедших курсы опережает тех, кто пришел позже. А теперь к нам присоединяют школу, которая в этом году не смогла набрать даже один класс. Там совсем другие дети: их приходится тянуть, дорабатывать. Родители с ними занимаются меньше. У них логопедические проблемы, но отказать им мы не имеем права. Мы можем взять первые классы, которые они набрали, под себя. Но это будут по-прежнему общеобразовательные классы. Там много детей с логопедическими проблемами, с сильным отставанием по уровню знаний от других детей. Их проще подтянуть под себя по адаптивной программе с первого класса. Но проблема не в первоклашках, а в подростках и старших.
Еще не известно, с какими детьми труднее работать: с нашими или теми, лишенными всяких стимулов. От наших иногда с урока выходишь, вся спина мокрая. На уроке присесть невозможно. Дети могут засыпать вопросами так, что если ты не варишься в своей теме, они тебя тут же отметут. А в другой школе, если учитель делает замечание, его посылают.
Я разговаривала с директором школы, которую с нами сливают: там весь коллектив против, понимают, что от руководства школы избавятся сразу, а постепенно постараются вытеснить и учителей. «Мы не пойдем под эту школу», — говорят они. Зато их родительский комитет всячески поддерживает объединение.
Монолог встревоженного родителя:
—Я не понимаю, какой может быть компромисс с рассадником наркотиков. Объединимся, и колоться станут в два раза реже? Решить проблемы плохих школ — трудная и болезненная задача. Но пусть она будет болезненной для этих школ. Зачем втягивать в их проблемы хорошие школы? Чтобы усреднить уровень? Любые попытки решать вопросы, игнорируя мнение родительского коллектива, деструктивны, будут работать только на развал хорошей школы. Больше хороших школ от этого не станет.
Уверен, что от объединения бочки меда с бочкой дегтя меда больше не станет. Если нужна всеобщая серость, то это правильное решение.
Мне кажется, что решать проблемы отстающих надо за счет объединения двух ближайших слабых школ. Старое руководство обеих школ должно быть смещено, вплоть до всех завучей. Если они лишь плохие менеджеры, но неплохие педагоги, то могут остаться учителями. Сильные школы могли бы делегировать туда своих руководителей. Далее должна быть устроена селекция как для преподавательского, так и для ученического коллектива: лучшим предлагать переходить в одну из школ, худших переводить в другую. В лучшую набирать первые классы сразу для двух школ. Вторую оставить для доучивания старшеклассников.
«Всеобщая серость»
История одного присоединения в двух монологах
Наверх