Строительство новых домов, автомагистралей и станций метро, увеличение количества личных автомобилей, развитие общественного транспорта, железных дорог — это уже неотъемлемая часть жизни Москвы. Город непрерывно развивается, но одновременно с этим растет и уровень шума. По данным департамента природопользования и охраны окружающей среды, уровень шума превышает нормы на более чем 70% территории столицы.
Уровень неприятных для человека звуков в городе принято вычислять по особой шкале (в децибелах, дБА). Естественные и предельно допустимые значения прописаны в санитарных нормах «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Согласно этому документу, человек чувствует себя максимально комфортно при воздействии шума 30 дБА. Уровень звукового давления 80–90 дБА считается предельно допустимым. Для сравнения: 30 дБ — это шепот или шелест листьев, 60 дБ — это обычный разговор людей, а 90 дБ — звон будильника. При воздействии звука интенсивностью 140 дБ, например от взрыва или выстрела, человек испытывает болевые ощущения.
На 20 лет раньше
Постоянное воздействие на человека звука интенсивностью более 70 дБА приводит к различным заболеваниям, и в первую очередь, конечно, нарушению слуха.
Часто заболевания связаны с профессиональной деятельностью. На ткацких фабриках, машиностроительных заводах, на железной дороге и в метро при выполнении определенных работ обязательно использование средств защиты — наушников. Но иногда этим правилом сотрудники пренебрегают или же наушниками просто невозможно пользоваться.
«В цехах, где уровень шума превышает болевой порог, работают инвалиды — глухие или глухонемые. Люди со здоровым слухом заходят туда только в наушниках, — рассказал один из сотрудников московского машиностроительного предприятия. — Есть работы, которые без специальных наушников просто не выполнить. Но есть цеха, в которых хоть и шумно, но наушники никто не надевает: не будет слышно, как работает техника. А если шланг лопнет? Или упадет очень тяжелая деталь? Ты даже не услышишь и в лучшем случае останешься без ног».
В последнее время специалисты все чаще говорят о влиянии на здоровье и городского шума. «Мне неизвестны какие-то конкретные исследования, но шум в Москве, конечно, не может не отражаться на здоровье человека», — говорит заместитель директора по научной работе Московского научно-практического центра оториноларингологии имени Свержевского профессор Наталья Кунельская.
Человек не сразу замечает, что теряет слух, поэтому не обращается к врачу. «Слуховой анализатор устроен таким образом, что наиболее чувствительным является восприятие звуков высокой частоты, например пение птиц, стрекотание кузнечиков, музыка. Но если человек не музыкант, то эти высокие частоты ему не особо и нужны. Но постепенно тугоухость развивается и страдает уже разговорный диапазон», — объясняет Кунельская.
Здоровое ухо перестает воспринимать высокие частоты, когда человеку исполняется 50–55 лет. Это не патология, а физиология. Соответственно годам к 70 человек частично теряет слух, хотя при постоянном воздействии шума люди жалуются на ухудшение слуха уже и в 50 лет.
«В пожилом возрасте слух снижается из-за сердечно-сосудистой недостаточности, и это болезнь старости, — говорит Кунельская. — Но постоянное воздействие шума раздражает. Психоэмоциональный фон играет огромную роль в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, таким образом, развитие тугоухости происходит и от прямого воздействия шума на ухо человека, и опосредованно».
Повышенный шум также влияет на нервную систему, что отражается на сердце и сосудах. Отмечается плохое поступление крови к органам, отсюда страдают и остальные органы. Постоянное воздействие неприятных звуков влияет на репродуктивную функцию, вызывает раздражение, нарушение сна, утомление, агрессивность, способствует психическим заболеваниям.
«Через какое-то время человек привыкает к шуму, перестает его замечать, но это совершенно не означает, что прекращается вредное воздействие», — говорит руководитель «Центра слуха «Раменский», врач сурдолог-оториноларинголог высшей категории Тамара Кихлер.
На 20 децибел выше
Уровень шума в Москве нередко достигает 80–100 дБА. Вблизи жилых домов проходят автомагистрали. Если в дневные часы высокие показатели шума связаны с многокилометровыми пробками, то в ночные они увеличиваются за счет высоких скоростей автомобилей: по данным Мосэкомониторинг», шумовое воздействие от наземного транспорта круглосуточно превышено на 15–20 дБА. Во многих районах проходят железнодорожные пути. И если шум от электрички составляет 70–80 дБА, то при движении товарного поезда этот показатель достигает уже 90–100 дБА. Ситуация осложняется и за счет авиасообщения. Наиболее остро проблемы, связанные с акустическим дискомфортом, наблюдаются в районах, расположенных рядом с аэропортами, — в Теплом Стане, Ясеневе, Тропареве, Солнцеве, Митине и Зеленограде, где до сих пор продолжаются ночные авиаперелеты, ограничить которые не получается из-за высокой плотности маршрутной сети. Звуковое давление в этих частях города превышает норму на 20–25 дБА.
Многочисленные стройки также являются источником шума. В Москве разрешены строительные работы с 23.00 до 7.00, но установлены ограничения на шумность работ в соответствии с нормативами. К сожалению, не каждая стройка эти правила соблюдает, особенно ночью. Днем же показатели шума около мест, где ведется стройка, превышают норму на 20–30 дБА.
Департамент спешит на помощь...
С проблемой борется департамент природопользования и охраны окружающей среды. По данным ведомства, в Москве установлено около 25 км шумозащитных придорожных экранов, мероприятия по снижению уровня шума проводятся во время реконструкции и строительства новых участков улично-дорожной сети. Например, в расположенных рядом домах устанавливаются звукоизолирующие окна.
Над снижением уровня шума работают и на железной дороге. Решение проблемы здесь видят в укладке шлифованных рельсов и бесстыковых путей, а также в установке колесных шумопоглотителей.
В ближайшее время в Москве для мониторинга звукового воздействия планируется создать сеть автоматических станций контроля шума. Устанавливать их планируется в районах, расположенных поблизости от аэропортов и строек.
...но этого не хватает
Экологи уверены, что этих мер все равно недостаточно. «Сам по себе мониторинг — дело хорошее и необходимое для принятия решений по улучшению окружающей среды. У нас в стране 20 лет говорят, что необходимо мониторить ситуацию. Но этого недостаточно. Для сохранения акустически благоприятных условий в городе нужны еще какие-то физические действия, — считает эколог Московского городского общества защиты природы Антон Хлынов, — ведь основная часть города все равно остается незащищенной. Власти предлагают нам защищаться самим, устанавливая за собственный счет стеклопакеты со звукоизоляцией. А для сохранения нормального уровня шума в жилых домах надо строить дороги не под окнами, а, наоборот, дальше от них. У нас же дороги расширяются, Ленинский проспект например».
По мнению эколога Антона Хлынова, основная проблема заключается в том, что город безудержно и бессистемно растет, в то время как природная основа не резиновая: «Невозможно постоянно насыщать одно и то же место людьми, уплотнять застройку, расширять трассу и ждать, что среда обитания улучшится. Сейчас важно как можно активнее сохранять природную основу. А этого, к сожалению, не происходит — экологическая обстановка в городе только ухудшается».
«Только 6% московских автодорог обеспечено шумозащитными экранами, то есть наши основные автомагистрали только-только начали оснащать средствами защиты от шума. Эти мероприятия начались с приходом Собянина. Если, например, ехать по Щелковскому шоссе, то пластиковые окна установлены в домах примерно на 1/3 необходимого расстояния, хотя и они не защищают от шума на 100%», — говорит директор предохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.
Проблемной остается и работа с обращениями граждан. «Чисто теоретически этим занимается Роспотребназдор, но практически — не всегда», — говорит юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов. Так, например, организация может отказаться даже измерять уровень бытового шума, потому он регулируется законом «О тишине в ночное время», несоблюдение которого является нарушением не санитарной, а административной нормы, то есть контролирует его полиция. Но и ее сотрудники нечасто берут в руки шумомер, скорее просто «грозят пальчиком».
Жаловаться можно еще и в Мосэкомониторинг, подконтрольный департаменту природопользования и охраны окружающей среды. Но обращения могут рассматриваться очень долго, по закону — до 30 дней, а на деле и этот срок может быть продлен. За это время организация должна рассмотреть обращение, а не предпринять меры. Поэтому часто недовольство, например, шумом автомобилей заканчивается письмом о том, что дом включен в ту или иную программу, но тише от этого не становится.
Не стремятся Роспотребнадзор и Мосэкомониторинг и «застать» шум: например, магазин разгружает фуры после 23.00 — никто всю ночь под окнами караулить не будет. Ну и наконец, даже если сверхнормативные показатели обнаружены и зафиксированы и уполномоченный орган обязывает шумящих выплатить штраф — это решение может быть обжаловано в суде. И пока идет суд, гарантий тишины никто не даст.
Инструкция «МН»: Куда обращаться, если беспокоит шум
Инструкция «МН»: как избавиться от шума самостоятельно
Инфографика: Как можно шуметь в Москве