Михаил Ратгауз, заместитель главного редактора Colta.ru
— В чем содержательное и концептуальное отличие Colta.ru от OpenSpace.ru?
— Мы сокращаем количество материалов. Это одновременно и вынужденная мера, и наше давнее желание. Это означает, что удельный вес каждого материала возрастает. Мы отказываемся от «отбивания» культурного процесса, от классического рецензирования. То есть мы не будем писать отзыв на фильм, даже если он нам очень симпатичен, а сделаем некий обобщающий материал вокруг него. У нас есть идеи, планы относительно формата, но пока об этом рано говорить. Надеемся, что осенью, мы сможем приступить к их осуществлению.
— Если Colta.ru продолжит работу, изменится ли сегодняшний дизайн сайта?
—Сейчас это всего лишь макет того, что может быть. Его на основе WordPress быстро сделали наши наши друзья из конторы F26. Конечно, это не сайт, а блог, который и не скрывает своей блогерской природы. Если все будет нормально, этот временный росток разрастется в большое дерево.
Юрий Сапрыкин, шеф-редактор объединенной компании «Рамблер-Афиша»
— Какой формат издания, пишущего о культуре, в том числе онлайн-СМИ сегодня может быть востребован и успешен?
— По крайней мере один востребованный формат мне — и вам — хорошо известен. Неважно, в новых или старых медиа. Это ориентированное на конкретный город обозрение разнообразных культурных и развлекательных событий с легким креном в социальную тематику. И тут нет универсальных рецептов. Какую форму придумает та или иная редакция, та и будет востребованной. У OpenSpace.ru в его предыдущей реинкарнации был какой-то рецепт. Что касается Colta.ru, успешность их формата можно будет оценивать через полгода. Чем был ценен OpenSpace.ru, так это тем, что он был точкой притяжения для ярко пишущих и оригинально мыслящих людей. Следить за ними было интересно. Если удастся сохранить этих людей на новом домене и придумать неординарные журналистские ходы, тогда ресурс соберет свою аудиторию. А уж будет он зарабатывать или нет, то это уже не от редакционной политики зависит, а от менеджмента издания, который организует подписку, продажу рекламы, привлекает средства через краудфандинг.
— Может ли СМИ жить исключительно за счет «народного финансирования»?
— Я думаю, что издание не может существовать только за счет модели краудфандинга. Кампания по сбору денег всегда ограничена во времени. Невозможно на постоянной основе проводить ее с той же мощью и тем же блеском, что и в самом начале. Можно набрать денег на проведение митинга, но, как показывает практика, собирать деньги на регулярные протестные акции таким образом невозможно. То же самое справедливо и для медиа. Можно собрать средства один раз, но потом этот ручеек вряд ли будет таким же полноводным. Я скорее верю в подписку в то, что вокруг тех или иных изданий может сформироваться ядро ангажированных и лояльных читателей, которые готовы уделять ему не только свое время, но и деньги. Немного странным образом этот прием был отработан на «Снобе». Но, наверное, можно воплотить его более изящно, точно и умно.
Василий Гатов, руководитель медиалаборатории РИА «Новости»
— Насколько успешной, на ваш взгляд, может оказаться финансовая модель краудфандинга, которую выбрала команда Colta.ru?
— Всячески желаю им успеха. Получится или нет — это уже немного другой вопрос. Мы имеем дело с очень хорошей командой, одной из самых крутых команд на рынке. Дай бог им успеха. Возможно, на данный момент краудфандинг — один из способов поиска инвесторов.
— Каким вы видите современный сайт о культуре?
— Здесь надо понимать, что в сфере культуры вообще очень гибкое целеположение, и реализация зависит от редактора и авторов. Я сам являюсь преданным читателем OpenSpace.ru, но это совершенно не значит, что их контент будет нравиться вам или вашей бабушке. Этой редакторской команде удалось собрать прекрасный коллектив. Они попали в определенную зону культурной повестки дня. Colta.ru может попасть в другую. Посмотрим.
Леонид Бершидский, медиа-менеджер
— Как вы думаете, может ли коллективный сбор средств быть единственным способом финансирования СМИ?
— Я перевел денег «Кольте». Но сколько всего людей так сделали? 305 на сегодня, но ведь не 300 человек читали старый OpenSpace.ru? И не 300 будут читать Colta.ru, пусть и на WordPress. Обычно пик пожертвований приходится на начало сбора, в момент максимального пиара. Так и в этот раз было. К сожалению, тысячи лайков не стоят и рубля. Хотя мне очень хочется верить даже не в краудфандинг, а в модель pay as you like,— я, собственно, и верю в нее, – но Colta.ru тут опережает время. Как в последнем фильме Вуди Аллена: «если тебе говорят, что ты имбецил, ты просто опередил время». Я очень надеюсь, что на этой волне Colta.ru найдет инвестора или хотя бы мецената. А аудитория, надо признать, в общем и целом состоит из жлобов, которым жалко 300 рублей за контент, какого никто для них больше не произведет. Я не имею отношения к проекту, поэтому могу говорить прямо, вот и говорю.