Дмитрий Кнорре, биолог, автор игры «Эволюция»
Ученый Дмитрий Кнорре занимается молекулярной биологией. В НИИ физико-химической биологии им. Белозерского (научное подразделение МГУ) он изучает дрожжи — одноклеточные грибы, служащие хорошим модельным объектом для выяснения разных процессов на уровне клетки. Но иногда коллеги останавливают его в коридоре и сообщают, что купили своим детям или внукам «Эволюцию» — придуманную Дмитрием настольную игру. «МН» поговорили с биологом о современных настольных играх и его «Эволюции».
Как появилась «Эволюция»
Идея возникла спонтанно — мне постоянно приходят в голову какие-то странные идеи. Я долго над ней думал, наверное, полгода проворачивал в голове какие-то варианты. Первую «Эволюцию» я сделал для друзей, которые очень любят настольные игры, я решил сделать им подарок на день рождения. Тот вариант был нарисован от руки. И случайно там же, на дне рождения, оказались издатели настольных игр, которые очень заинтересовались «Эволюцией» и предложили свою помощь. Потом еще год мы с ними сидели и дорабатывали какие-то элементы правил, чтобы игра была сбалансированной, чтобы не получалось так, что когда один человек выигрывает, другим становится неинтересно. Есть некие требования, выполнение которых делает игры более качественными, но на эту доработку ушло много времени.
Сначала «Эволюцию» издали очень маленьким тиражом, скорее для широкого круга знакомых, но она становилась все популярнее. Это многих удивило, а потом уже игра стала жить своей жизнью, развиваться.
Игра способна существовать сама по себе, здесь не требуется изначальных знаний биологии и теории эволюции. Любой человек может разобраться в правилах и начать играть
Мне не нравится, когда «Эволюцию» называют образовательной или обучающей. В первую очередь это игра, достоинство же ее в том, что она дружественна естественно-научной картине мира. Я думаю, что это некий способ общения, который можно использовать и для иллюстрации каких-то биологических примеров, это развлечение, способное вызвать у человека интерес к биологии. Игра способна существовать сама по себе, здесь не требуется изначальных знаний биологии и теории эволюции. Любой человек может разобраться в правилах и начать играть, а в процессе, может быть, даже что-то невольно выучит. Я постарался сделать так, чтобы свойства, проявляемые в игре, соответствовали каким-то реальным свойствам в живой природе.
Как играют
Игра выглядит просто: есть наборы карточек с животными (в базовом выпуске игры «Эволюция») или с видами (во втором выпуске «Эволюция. Случайные мутации»). И эти животные могут приобретать некие новые свойства — становиться большими, или хищниками, или водоплавающими. Далее с помощью кубиков определяется, какие за этот игровой ход будут условия среды. Каждый участник играет за какую-то группу животных, соответственно животные с удачным набором свойств выживают и остаются на следующий ход, а с неудачным — умирают, например, от голода, или их съедают хищники. И так продолжается несколько раз, в результате выигрывает тот, кто накопил себе достаточное количество животных с удачным набором свойств. Игра продолжается примерно полчаса, хотя поначалу, пока участники не разобрались с правилами, может занимать и больше времени. Это также зависит и от количества используемых в игре комплектов.
Дополнения и версии
Есть еще дополнения к первому выпуску игры — наборы карт, увеличивающие количество свойств (комбинаций), а значит, и многообразие игры. Сначала было выпущено дополнение «Время летать», а затем «Континенты», где действие происходило на праконтинентах — Гондване и Лавразии. Некоторые карты из первой версии и дополнений к ней можно использовать и во второй версии игры.
Вторая версия с точки зрения биологии более точная, она с определенными допущениями может служить моделью эволюционных процессов развития живой природы. То есть она не моделирует глобально эволюцию жизни на Земле, историю ее развития, а скорее иллюстрирует принципы эволюции.
Возраст и число игроков
В примечании к «Эволюции» сказано, что в нее можно играть с 12 лет, но мой сын спокойно играл, когда ему было семь. Принцип игры воспринять легко, но чтобы понять все ее нюансы, нужно быть очень внимательным к правилам. В самой игре правила занимают четыре страницы, а на специализированных игровых форумах в интернете можно найти вариант на 30 страницах. Хотя, конечно, правила можно объяснить и очень просто, буквально в двух словах. Сначала играются животные, потом их свойства, а потом еда распределяется между получившимися животными. Приспособленные — выживают, неприспособленные — вымирают. После нескольких циклов выигрывает тот, у кого выжило больше всего животных. Выигрывает всегда один.
Играть можно вдвоем, оптимально же, когда в игре задействовано три-четыре участника, хотя теоретически их количество не ограничено. К тому же можно объединять комплекты и играть, скажем, ввосьмером в два комплекта. Как-то нас играло 12 человек.
Я часто выигрываю. Конечно, у многих, кто садится со мной играть, есть желание выиграть, и зачастую они стараются объединиться против меня. Но мне немного помогает знание глубинных принципов игры. Обычно каждый играет сам за себя, но если кто-то один выигрывает, то остальные могут против него объединиться. Это никак правилами не регламентируется, но и не запрещено.
Один мой знакомый, преподающий сейчас биологию в Америке, целиком посвящает этой игре один из уроков — она входит у него в стандартный курс введения в биологию
Надо ли игрокам знать биологию
Конечно, когда люди знают биологию, они, как правило, быстрее разбираются в правилах и выбирают правильную стратегию игры. Тем не менее для ведения успешной игры вовсе не обязательно быть биологом. Выигрывает не тот, кто создает животных-супермонстров со многими полезными свойствами, а тот, кто образует сложную сеть взаимодействующих животных. И это очень естественно, потому что система с большим количеством взаимодействий более продуктивна и более устойчива по сравнению с системой, в которой есть несколько сверхмонстров. Одна из особенностей базовой версии игры заключается в том, что вы сами собираете какое-то животное с набором разных свойств. В результате может получиться все что угодно, даже не существующие в природе животные. И в конце игры всегда интересно обсудить, каким реальным животным соответствуют животные, получившиеся в игре, почему одни выжили, а другие нет.
Один мой знакомый, преподающий сейчас биологию в Америке, целиком посвящает этой игре один из уроков — она входит у него в стандартный курс введения в биологию — и по ее результатам проводит разбор: какие животные получились, почему они выжили и т.д. Я слышал, что и в России ее использовали для подобных целей, хотя сама по себе она не является пособием. Я знаю, что игра популярна в биологических классах. Но тут сложно разобрать, где причина, а где следствие. Один из приятных для меня моментов заключается в том, что представители издательства, вкладывающие много сил в популяризацию игры, заметно продвинулись в своих знаниях биологии.
Об авторских правах и зарубежной жизни
Я не занимаюсь производством и продвижением игры, меня интересует только ее сущностная, биологическая часть. А издательство ею занимается, рекламирует, участвует в игротеках, проводит турниры — поддерживает бурную жизнь вокруг игры.
Сейчас игру перевели, я думаю, языков на десять: английский, немецкий, французский, польский, японский, китайский, украинский, какие-то скандинавские языки. На английский компания, выпускающая игру, переводит сама (мне приходилось поправлять переводы биологических терминов), а с английского любители игр в разных странах переводят уже сами. Игра в английской версии выпускается здесь, в других странах она продается, скорее всего, на английском, но с вложенными правилами на разных языках. Знаю, что есть карточки игры на польском языке.
За рубежом сообщество играющих в настольные игры развито намного шире, чем в России, и там более жесткая конкуренция. Но свою нишу «Эволюция» там заняла. Ну а какова ее популярность — сложно оценить. Есть сайт настольных игр boardgamegeek.com, на котором сейчас зарегистрировано около 65 тыс. настольных игр, и там «Эволюция» занимает позицию 1500, я не знаю, много это или мало, но для игр, придуманных в России, это хорошо.
Новые замыслы
Мне постоянно приходят в голову разные идеи, но я считаю, что внутри у человека должен быть своего рода конкурс идей: из десятка идей следует выбрать одну наиболее удачную и в нее вкладывать силы и время. И это не обязательно биология, вот есть мысли сделать игру, связанную с химией, — поэксплуатировать идею, связанную с изменением агрегатного состояния вещества. Есть соображения и по дальнейшему развитию «Эволюции» — просят выпустить новые дополнения.