— Чем знаменит памятник Ленину на Бессарабской площади в Киеве?
— Сейчас многие говорят, что этот памятник был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и тому подобное. На самом деле это не так, но памятник действительно уникальный. Он был создан в 1930-х годах для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке, а в Киев попал в 1946 году. Он в отличие от последующих копий сделан из карельского кварца и для советского искусства имел очень большое значение. Он стал одним из образцов для последующих штамповок памятников Ленину по всему Советскому Союзу. Автор памятника — очень известный советский скульптор Сергей Меркуров, у которого довольно много работ. В пару к Ленину для нью-йоркской выставки он из такого же камня делал статую Сталина. Памятник Тимирязеву в районе Никитского бульвара тоже сделал он.
— То есть это один из творцов советского стиля?
— Да, если говорить о выдающихся скульпторах советского времени, то Меркуров точно войдет в первую пятерку — после Вучетича и Кербеля. Меркуров — важная фигура для советского искусства, и его памятник Ленину можно в этом смысле считать важной скульптурой.
— Вы считали, сколько памятников Ленину, подобных киевскому, установлено в Москве?
- Памятников, которые абсолютно повторяют памятник в Киеве, я насчитал четыре — на Волоколамском шоссе возле Московского аэроклуба имени Чкалова, на стадионе «Связист» в Сокольниках, в Курчатовском институте и на территории Южного речного порта. Правда, все эти памятники сделаны не из красного гранита, а просто покрашены белой краской.
В последнее время появляются не памятники Ленину, а скульптуры-символы. В США, например возле одного казино поставили Ленина без головы
— А сколько всего памятников Ленину сохранилось в Москве?
— Сейчас у меня есть фотографии 100 памятников и еще штук семь находится на территориях, куда закрыт доступ. Это только те памятники, которые не сносили и никуда не передвигали. По моим подсчетам, раньше их было 180–200 штук, но чаще всего они находились на территориях заводов и других учреждений, куда не было свободного доступа, так что простые прохожие их не видели.
— Самые заметные памятнику Ленина в Москве какие?
— Во-первых, это, конечно же, памятник Ленину на «Октябрьской», Ленин возле Ярославского вокзала и памятник на станции метро «Площадь Ильича». Еще есть памятники на улице Павловской, в сквере рядом с «Горбушкой», в парке Декабрьского восстания и парке «Красная Пресня», что недалеко от метро «Улица 1905 года». Интересный памятник стоит в сквере за Юрием Долгоруким на Тверской — его выполнил Меркуров из такого же материала, как и памятник в Киеве. Вообще, таких памятников, которые видны всем в Москве, всего штук 20.
Памятник Ленину на улице Буракова
В мире практически не осталось официальных памятников Владимиру Ильичу — не больше двадцати. Чаще всего это памятники на территории советских военных городков в Германии, есть памятник в Болгарии. Всего их было около 200 штук, по большей части в Германии, Болгарии и Чехословакии. Большая часть их снесена.
В последнее время появляются не памятники Ленину, а скульптуры-символы. В США, например возле одного казино поставили Ленина без головы. Еще я где-то видел скульптуру лежащего Ленина как символ падения коммунизма.
— Что происходит с памятниками Ленину в бывших советских республиках?
У каждой республики есть свои особенности. На Украине их ставили так же, как у нас, — любой областной город имел главный памятник в центре и еще несколько на площадях и заводов. Я видел данные, что на Украине в 1991 году было 5015 памятников Ленину. В Белоруссии памятников было меньше — около 500, наверное, потому, что там меньше городов. Если говорить о прибалтийских республиках, то там была очень странная история: в Латвии памятников было около сотни, а Литве и Эстонии — по 10–15. Дело в том, что в Латвии была целая школа скульпторов, которые могли делать памятники и всячески лоббировали их установку. Сейчас в Прибалтике практически все памятники Ленину снесены. В Риге остался памятник в доме-музее Ленина, но его тоже сначала убрали, а потом все-таки решили вернуть. В Казахстане и Киргизии памятники особенно не сносили: у киргизов они как стояли, так и стоят, а казахи перенесли практически все памятники с главных площадей в городские парки. В остальных республиках памятников было немного, поэтому их просто быстро убрали, и сейчас там уже ничего не осталось.
Памятник Ленину на станции метро Октябрьская
— Из чего чаще всего делали памятники Ленину ? Был ли какой-то канонический материал для скульптуры?
— Чаще всего их делали из бетона и красили сверху краской. Это относится к маленьким памятникам в небольших городах или на заводах. Их тысячи, поэтому в количественном отношении бетон лидирует. В больших городах так делали редко, и если памятник стоял на главной площади, то он был из бронзы, потому что памятник должен был стоять очень долго. Часто их делали сначала из мрамора или даже гипса, а потом заменяли бронзовыми. Таких в крупных городах СССР было большинство.
В России кампании по сносу памятников Ленину из политических соображений практически не было. Обычно их убирали из-за того, что у Ленина от старости отваливались «руки» или другие части тела
— Были ли какие-то обязательные условия для установки памятника Ленину? Допустим, количество населения в городе или его статус?
После смерти Ленина вышел закон о том, что памятники вождю должны быть установлены во всех столицах союзных республик. Но какой-то нормы о том, что памятники нужно устанавливать на главных площадях областных или районных центров не было. Правда, получилось так, что в России, Белоруссии и на Украине во всех областных городах, естественно, стоял памятник. Единственный нынешний центр региона, где не было памятника Ленину, — Назрань. Потому, что в советское время она была частью Чечено-Ингушской ССР, и памятник стоял в Грозном.
Районных центров в России сейчас около 1800, и, по моим данным, где-то в 1600 из них стоят памятники Ленину. Памятники не всегда ставились в городах, которые строились в 1970-х, типа быстро возникших Нижневартовска или Ноябрьска. Там просто не успевали поставить памятники.
Кстати, в России кампании по сносу памятников Ленину из политических соображений практически не было, за исключением пары-тройки случаев. Обычно их убирали из-за того, что у Ленина от старости отваливались «руки» или другие части тела.
Памятник Ленину в городе Новочеркасске
— Вы говорили о каноническом Ленине Меркурова. Были какие-то еще классические образцы?
Сначала памятники Ленину делали все и кто во что горазд. Ленин в скульптурах и сидел, и шел куда-то, и показывал направление рукой. Постаменты для них были самых разных масштабов и степени странности. Примерно в начале 1930-х большие памятники стали утверждать в Министерстве культуры и сложилась практика многократного повторения нескольких моделей типа меркуровской. Кроме того, памятники Ленину из бронзы отливали на Мытищинском заводе и любой колхоз или маленький город мог собрать денег и купить себе один. Так одинаковые скульптуры тиражировались по Союзу. Но определенного документа о том, каким должен быть памятник Ленину, никогда не было. В позднем СССР стало появляться много очень похожих друг на друга памятников, потому что спонтанно сформировался определенный канон: все думали о том, как можно изображать вождя, а как нельзя.
Всего в СССР, по моим подсчетам было около 15 тыс. памятников Ленину. Полностью авторских работ, которые нигде больше не встречаются, я бы назвал штук 800. Все остальное — копии. Авторских образов, которые многократно тиражировались, было от 30 до 50.
В какой-то момент вышли в тираж даже странные памятники Ленину. Есть один памятник из пятерки самых повторяемых — Ленин с огромной кепкой и с очень большой рукой, будто бы в боксерской перчатке.
Демонтаж памятника Ленина в Юрмале
— А скульптур из довлатовской истории о памятнике Ленину с двумя кепками вы не встречали?
— Нет, и это совершенно точно байка. У Довлатова написано, что это происходило в Челябинске, при этом люди в интернете спорят и каждый говорит, что такая история была в его родном городе. Такого не было, и быть не могло. Потому что все более или менее значимые памятники утверждались комиссиями и Министерством культуры. Все члены комиссии многократно видели памятник до открытия и просто не могли такое пропустить. Да и скульпторам не стоит отказывать в здравом смысле.
— Какие памятники Ленину вы считает самыми странными?
— Есть очень странный памятник на станции «Москва-Октябрьская», который мне очень нравится, — Ленин стоит на дрезине. Еще такие памятники были в Ташкенте и в Приморском крае. Их делали железнодорожники, но все равно совершенно непонятно, почему кто-то решил, что Ленин должен вдруг стоять на дрезине.
Ленин в какой-то момент окончательно превратился в свой собственный символ, и его стало можно делать даже непохожим на себя, он превратился в сказочного персонажа
Еще есть странный памятник с постаментом из заводских труб и земного шара, опутанного цепями, которые рвутся на территории СССР. Такие вещи с бредовым символизмом делали по большей части в 1920-е годы, а позднее все стало проще.
В Латвии в 1970–1980-е годы скульпторы творили в особой манере, и Ленин там часто был не похож на канонический образ. Насколько я понимаю, Ленин в какой-то момент окончательно превратился в свой собственный символ, и его стало можно делать даже непохожим на себя, он превратился в сказочного персонажа, с которым стало можно делать что угодно. Например, в Юрмале монументальный Ленин вообще похож на супермена.
Памятник Ленину с постаментом из заводских труб и земного шара, опутанного цепями, которые рвутся на территории СССР
— Какая судьба у памятников Ленину в бывшем СССР?
— Разная. В Риге, Вильнюсе и Таллине памятники сносила революционная толпа. К постаменту подгонялся грузовик и скульптуру тросом сдергивали на землю. В Вильнюсе памятник перенесли в парк, где теперь у скульптуры нет большого пальца, потому что его кто-то отломил, когда Ленина сносили. Таллинский памятник поставили в музей, а в Риге Ленин пропал неизвестно куда. Там, где толпа была самой радикальной, например в Львове, памятники разбивали. В других местах их чаще всего переносили с площадей в парки и другие тихие места. В общем, нельзя сказать, что в сносе памятников была какая-то определенная практика. Даже в Прибалтике их сохраняли, и один человек там сейчас собирает скульптуры и хочет сделать музей.