Росписи авангардиста Василия Маслова нашли фактически случайно. Когда дом Стройбюро был уже частично разрушен и в нем случилось несколько пожаров, королёвский краевед Евгений Рыбак пришел с сыном посмотреть, что осталось от памятника конструктивизма. В комнатах от сырости отклеились обои, и Рыбак с сыном обнаружили на стенах работы Маслова, которые давно считались утраченными.
В Королев сразу приехали реставраторы Константин Маслов, однофамилец художника, и Филипп Гузанов. Увидев росписи, они тут же взялись восстанавливать их бесплатно: по словам Маслова, ничего подобного они раньше не видели.
От самого дома Стройбюро, одного из зданий бывшей Болшевской коммуны, осталась только фасадная стена и несколько комнат на первом этаже. Пока что из-за шума, который подняли активисты, снос остановлен. Но экскаватор за домом стоит наготове. Это уже вторая машина: первый экскаватор сломался, не справившись со стенами, хотя в 2008 году дом признали аварийным.
Чем известна Болшевская коммуна
В 20–30-е годы в доме Стройбюро жили преподаватели Болшевской трудовой коммуны для беспризорников и малолетних преступников. Здесь же был красный уголок, для которого Василий Маслов написал два больших красочных панно на тему индустриализации. В Болшевскую коммуну привозили несовершеннолетних заключенных из тюрем и просто беспризорников: здесь они могли жить, получать рабочую специальность и зарабатывать на жизнь. В пору расцвета коммуны в ней жили около 2 тыс. человек, в том числе молодые семьи. Здесь производили одежду, обувь и спортивный инвентарь, работали художественные студии, был стадион с футбольным полем и теннисными кортами. Коммунары не только сами содержали себя, но и получали приличную прибыль на предприятиях. Однако закончилось все уже в 37-м году: многих преподавателей и коммунаров репрессировали и расстреляли. Дом Стройбюро отдали под квартиры, росписи заклеили обоями. В том же году был расстрелян и художник Василий Маслов.
Летом фирма «Развитие-XXI» расселила жильцов, чтобы снести здание и построить на его месте многоэтажный жилой дом. Но на защиту дома Стройбюро встало королёвское отделение ВООПИиК, активисты обратились в Министерство культуры и администрацию Королева, требуя сохранить здание. В доме начались пожары, их заливали водой, и, похоже, именно это помогло обнаружить росписи Маслова.
Рабочее место Константина Маслова и Филиппа Гузанова — неотапливаемая комната с окном, закрытым листом фанеры. На стене — уже частично заклеенная специальной бумагой, но все еще довольно яркая роспись: большая фигура Ленина, мосты, поезд, стройки. Росписей, посвященных индустриализации, всего две, но комната со второй работой оказалась завалена обломками уже после того, как реставраторы начали работу. Когда и как это произошло, неизвестно.
Константин Маслов, реставратор
— Я занимаюсь реставрацией больше 25 лет и с таким встречаюсь в первый раз. Это стилистика 20-х годов: яркие краски, как на агитационном фарфоре, веет Пикассо, кубизмом — замечательные веселые росписи. Нам просто их жалко! Как врач: каким бы ни был пациент, вы обязаны его спасти. А здесь — замечательная живопись. Росписи сильно повреждены, довольно много утрат. На них местами был слой шпаклевки, несколько слоев обоев, сам красочный слой в некоторых местах сильно отстает. Нужно сначала укрепить штукатурку и красочный слой так, чтобы можно было спилить эти фрагменты и отделить их от стены. Затем мы планируем передать их в Академию Строганова, и там ими будут заниматься студенты реставрационной кафедры. Росписи нужно монтировать на новую основу, и можно будет их выставлять.
Сейчас реставраторы каждый день работают с росписью в одной из комнат и надеются, что завал во второй удастся разобрать — тогда можно будет спасти обе работы художника.
По словам Константина Маслова, помогают им в Королеве практически все: в музее хранятся их растворители и рабочая одежда, в храме кормят, местные жители приносят химикаты и защитные средства. Если все пойдет по плану, в начале следующей недели росписи снимут со стен. А когда они будут полностью восстановлены уже в мастерских, реставраторы собираются устроить выставку.