16628
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19010
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9996
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3142
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6317
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5474
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3346
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2459
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9507
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7843
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6059
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6541
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4355
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3341
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2666
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2599
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3281
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2399
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2416
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3729
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3263
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2392
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2073
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3649
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3602
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2398
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2430
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2774
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2621
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2459
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2631
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4759
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3417
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3124
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2628
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
14:02 08/10/2013 Мария Салтыкова 0 74

Москвич победил на выборах в Бостоне

Бостонцы будут пользоваться схемой метро, разработанной московским дизайнером

— Как вы решили принять участие в таком конкурсе?

— Я давно занимаюсь графическим дизайном, раньше работал в студии Артемия Лебедева, но сейчас пытаюсь развиваться немного в другом направлении. В ноябре прошлого года решил поучаствовать в конкурсе на разработку схемы метро Москвы — она стала для меня пробой пера в этом плане. Два месяца потратил на анализ старой схемы и прорисовку новой, но в финал не прошел. И все же эта тема продолжала меня интересовать, я начал активно участвовать в обсуждениях таких проектов на профессиональных форумах. Спустя два месяца в зарубежном транспортном блоге мне попалось объявление о том, что в Бостоне тоже проводят такой конкурс. До конца срока подачи заявки оставалось две недели, я решил попробовать. Каждый день ходил в кафе, сидел с утра до вечера, в итоге успел.

— Не мешало, что вы ни разу не были в Бостоне?

— Да, я смотрел на все это только с точки зрения дизайна, без каких-то нюансов, которые знают местные жители. Конечно, всю информацию из интернета взять невозможно, и некоторые жители остались недовольны. Но моей основной задачей было лишь упростить прежнюю схему. Та карта, которой в Бостоне пользуются с 1970-х годов, за последние десять лет стала слишком сложной и перегруженной информацией. В отличие от московской на ней обозначены не только линии метро, но и все железные дороги, скоростные автобусные линии и паромы. Я попытался все это визуально упорядочить.

— Опыт работы над схемой московского метро в этом как-то помог?

— Да, тогда я иначе смотрел на то, как решать некоторые задачи. Что-то потребовалось не только упростить, но и усложнить. В Бостоне в отличие от Москвы в центре города некоторые станции находятся в пешей доступности — буквально три-четыре минуты пешком. Но, глядя на схему, может показаться, что они далеко, и эту проблему надо было как-то решить, показать, что на самом деле расстояние маленькое. Пришлось добавить на карту соответствующую информацию, которая может повлиять на выбор маршрута. 

Михаил Квривишвили дизайнер

Как выглядит бостонское метро

Бостонский метрополитен — один из старейших в США. Он начинался еще с трамвая, который в районе Даунтауна было решено убрать под землю, а его первая станция была открыта в 1898 году. Сейчас он состоит из трех линий метро: красной, оранжевой и синей. Линия скоростного трамвая на карте обозначается как зеленая, с четырьмя ветвями. В центре города все три линии частично проходят под землей, в других областях пути приподняты. Метрополитеном управляет компания МВТА, общая длина путей составляет 101,5 км. По протяженности и объему перевозок бостонская подземка считается шестой в США, ежедневно ею пользуется почти 6 млн человек. 

— Должна ли схема вообще помогать ориентироваться на местности?

— Чем проще и понятнее карта, тем меньше она соответствует географии. Здесь всегда придется искать компромисс: если соблюдать географическую точность при изображении удаленных от центра станций, то показать станции, что находятся в центре, будет почти невозможно. Из-за этого центральную часть схемы всегда приходится увеличивать. Когда я делал схему для Московского метрополитена, я пытался обозначение станций в центре соотносить с их географическим расположением. Из-за этого и ряда других ограничений вместо классического круга — Кольцевой линии — в центре у меня тогда получился скорее вытянутый прямоугольник (похожим образом карта выглядела в 1980-х годах). Но, наверное, в данном случае не стоило отходить от привычной формы — это оказалось одной из причин, по которой схема не прошла.

В настоящее время в бостонском метро используется такая схема

— Жители Бостона менее консервативны, чем москвичи, судя по их выбору? Что для них было главным, по-вашему?

— У них вообще другие приоритеты. В Бостоне качество работы метрополитена оставляет желать лучшего, тогда как в Москве метро работает очень четко. И поэтому если бостонцы спрашивали: «Зачем вы занимаетесь схемой, когда само метро не работает?» — москвичи возмущались: «А почему шрифт такой маленький?»

Но вообще я не могу сказать, что у меня было особенно революционное решение — бостонскую схему нужно было просто привести в порядок, так, чтобы даже тем, кто в этом городе ни разу не был, можно было с легкостью ориентироваться. Для этого упростил и уменьшил количество некоторых элементов схемы. На прежней схеме был, например, специальный знак для пересадок на все виды транспорта. В новой схеме остановки разных видов транспорта расположены рядом и специального обозначения не требуется.

— Кстати, а сами вы на метро часто ездите, когда путешествуете? В каком из европейских городов самая понятная схема и где метро в целом лучше устроено?

— Да, конечно, я активно пользуюсь общественным транспортом, в Москве принципиально не покупаю машину. Я видел много европейских систем — на самом деле идеальных схем нет. Карта лондонского метро — та схема, которая считается лучшей, — тоже далека от идеала. Это всегда поиск компромисса между схемой и настоящей картой. Люди ведь очень сильно доверяют схемам, кто-то смотрит на московскую карту и думает: от этой станции до другой близко, а оказывается 20 минут пешком — в холод это не лучшее решение. И не уходя в топологию, не жертвуя размером шрифта и прочим, надо все-таки показать взаимосвязь между станциями. Универсальных законов для этого пока не разработано.

В Европе схема метро — это лишь один из элементов системы, которая помогает ориентироваться в городе. У нас же, кроме карты, ничего для туристов нет

Вообще у меня с ориентацией в пространстве очень неплохо — я как-то структурно вижу все соединения, даже в объеме, наверное, поэтому всем этим и занялся. Постоянно помогаю другим находить дорогу, если спрашивают. Но когда я езжу в метро, смотрю немного на другие вещи — на организацию всей системы в целом: на ее цветовое кодирование, пиктограммы, шрифты, наличие или отсутствие каких-то элементов. В большинстве европейских городов в метро есть, например, табло, на котором показывается, когда будет следующий поезд. Ты видишь, что можешь стоять здесь восемь минут, а можешь выбрать другой маршрут — более быстрый. И я представляю, сколько за этим стоит технической работы. 

При этом в Европе схема метро — это лишь один из элементов системы, которая помогает ориентироваться в городе. У нас нагрузка на карту колоссальная, потому что, кроме нее, для туристов ничего нет. А, например, в Париже, где 20 млн туристов, никто не путается, потому что все выходы из метро пронумерованы. Системные схемы, которые висят в вагонах, размером 20 на 20 см, читать их почти невозможно, но они никому не нужны — хватает информации и без них. Кроме того, ты всегда можешь взять схему метро в кассе на любой станции. 

Бостонский конкурс в этом плане мне не нравится тем, что это тоже было соревнованием на разработку отдельного элемента системы. Но обновлять только схему — это ошибка, и то, что я пытался встроить ее в ту систему, которая существует у них с 1970-х годов, не решает тех проблем, которые можно увидеть только на месте. 

— И все-таки у вас были и принципиально новые для Бостона решения…

— Да, и их департамент транспорта оказался крайне смелым, поскольку в своей схеме я предложил две довольно странные для них вещи. Во-первых, это другое обозначение станций для инвалидов. По стандартам рядом с каждой станцией должен стоять знак, что она доступна для инвалидов, — рисунок человека в коляске. Но у них станций, которые уже оборудованы, намного больше, чем необорудованных, и этот объем информации на карте просто лишний. Я обозначил станции, которые недоступны, при этом оставил только перечеркнутый значок коляски, без изображения человека — из этических соображений, чтобы не показывать, что у определенных категорий граждан нет доступа к этому объекту. Доступ есть, но затруднен. После этого я получил из департамента письмо о том, что надо сделать все обозначения такими, какими они должны быть по стандарту. Я сделал два варианта, прислал им и приложил длинное пояснение, почему так будет лучше. Конечно, Москве до этого далеко — у нас доступных для инвалидов станций очень мало. 

По сравнению с одной из других схем моя была довольно скучной. Но когда люди думают, с чем им придется сталкиваться каждый день, они выбирают что-то более рабочее

И во-вторых, по тем же стандартам на карте должно было быть показано движение от аэропорта до центра в два конца. Мне это было не совсем понятно — выбора, каким путем возвращаться, у пассажира все равно нет, зачем же усложнять схему этой информацией? И я был крайне удивлен, когда в итоге департамент транспорта выставил на голосование именно ту схему, которая шла вразрез со всеми стандартами. С принятыми обозначениями станций и с отсутствием этой петли. И в итоге эта схема победила. Судя по тому, как люди проголосовали, наверное, им это все-таки было удобнее. 

— Поэтому за вас проголосовало 40%, по-вашему?

— Возможно. Даже несмотря на то, что по сравнению с одной из других схем — рисованной, моя была довольно скучной. Но когда люди думают о том, с чем им придется сталкиваться каждый день, они выбирают что-то более рабочее. При этом голосование при конкурсе было построено иначе, чем в Москве: можно было выбрать не один, а несколько вариантов и наоборот — отказаться от всего предложенного. В московском конкурсе можно было выбрать только один — это, конечно, сильно ограничивало, хотя итоговый результат, по-моему, тоже оказался неплох. 

— Напрашивается сравнение с президентскими выборами…

— Да, мне кажется, это связано — мы настолько привыкаем к тому, что выборы именно так должны проходить, что все так и идет. А тут система другая: люди могут оценивать каждый вариант по одному из пунктов, который им больше понравился, и если они говорят «нет» — значит, нет, «да» — это не вынужденное «да», потому что нет других вариантов, это настоящий голос. Но я думаю, мы к этому тоже еще придем — к свободе волеизъявления, настоящей, а не поддельной.