20498
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22803
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12087
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3809
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8129
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6712
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4045
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2978
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12076
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9516
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7507
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7937
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5304
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4056
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3147
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3072
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4020
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2866
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2884
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4391
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3821
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2684
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2309
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4364
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4357
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2862
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2923
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3357
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3131
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2971
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3177
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5578
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4068
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3705
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3131
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
10:33 11/09/2013 Василий Колотилов 0 49

Думали, в Финляндию попали

Сирийские беженцы в Москве: о войне, снеге, ценах на жилье и работе кальянщиком

Тимофей Яржомбек

Rami, 45 лет

Я жил в пригороде Дамаска в частном доме с садом и бассейном. Все мои соседи были мусульманами, а я — христианин, католик. Соседи об этом знали, но жили мы мирно. А полтора года назад они выгнали меня из дома. Один из них пришел и сказал, что мне лучше уехать. Я оставил все и уехал в другой район, снимал там квартиру. Жить там было опасно, в сотне метров от дома падали бомбы, но ничего другого не оставалось.

Я получил образование в Киеве, в Институте гражданской авиации, поступил туда в 1987 году на специальность «инженер аэропортов». Окончив, вернулся в Сирию, работал инженером в Министерстве транспорта. Зарплата у меня была 500 долл., но нужно понимать, что цены там другие. Здесь, в Москве, я подсчитал — цены примерно в 10 раз выше, чем у нас. То есть там я жил хорошо. В Сирии у меня остались мама, три брата и две сестры. Это нормальная арабская семья. Они никуда не уезжают, потому что ехать некуда. В Россию они не могут уехать, потому что не знают языка. А без языка нет работы.

Моя работа была связана с разъездами, однажды меня на дороге остановили повстанцы. В паспорте они увидели, что я родом из Деръа, и поэтому решили меня отпустить. Деръа — один из городов, где началась революция, и повстанцы подумали, что я за них. Машину, правда, все равно забрали. Если бы они узнали, что я христианин, я бы сейчас с вами не разговаривал. После этого случая я решил уехать из страны.

Здесь, в Москве, я подсчитал — цены примерно в 10 раз выше, чем у нас

Сейчас в Сирии осталось очень мало посольств, одно из них — российское. Я получил там визу и приехал. Это случилось пару месяцев назад. Теперь думаю о том, чтобы уехать обратно — денег на жизнь совсем не хватает. У меня жена и двое детей, их нужно кормить, нужна квартира. А тут, чтобы снять квартиру, надо платить за первый и последний месяцы, и еще агенту. В Московской области жить дешевле, но у меня дети, им нужна школа, чтобы учить русский язык. Такие школы есть только в Москве. Детям будет очень тяжело зимой добираться на учебу по нескольку часов.

Я хороший инженер. В Сирии у меня была нормальная жизнь: с машиной, домом и дачей. Дети к этому привыкли. Сейчас они не понимают, что происходит. Не понимают, что нужно есть хлеб, потому что, кроме хлеба, больше ничего нет.  Дети здесь никого не знают, уже два месяца ни с кем не общаются, даже со мной говорят мало. Недавно мне звонила одна женщина, сказала, что хочет помочь. Предложила зимнюю одежду, познакомила с человеком, который пообещал найти комнату за 10 тыс. руб. в месяц. Это был какой-то южанин. Мы с ним обо всем договорились, а потом он спросил меня, шиит я или суннит. А я христианин. Когда я ему это сказал, он отказался помогать. Жаль, что люди себя так ведут, нужно видеть в человеке сначала человека, а потом уже христианина или мусульманина. Я ходил в христианские организации, там сказали, что не помогают беженцам. Я узнавал про работу в Москве, предлагают идти в ресторан мыть тарелки или что-то подобное. Как-то мне предложили работать кальянщиком, но я понял, что не смогу.

Гражданская война в Сирии

Акции протеста и беспорядки в Сирии, направленные против президента страны Башара Асада и правящей партии Баас, осенью 2011 года переросли в открытое вооруженное противостояние. В гражданской войне участвуют правительственные войска, вооруженная оппозиция, Сирийская свободная армия и действующие независимо исламские группировки.  В ходе конфликта погибло более 100 тыс. человек, более двух миллионов оказались беженцами. Точных данных о количестве беженцев из Сирии в Москве нет, но, по данным организации «Гражданское содействие», их число постоянно растет.

Yasser Alokla, 38 лет

В Сирии я работал на правительство — заполнял базы данных в министерстве внутренних дел. Но я был гражданским служащим, не полицейским. У меня остались там отец и мать, две сестры и брат. Еще один брат уехал в Швецию, попросил там убежище. Мы с семьей жили в городе Дейр-эз-зор. Это был один из первых городов, восставших против Асада, и в нем шли очень ожесточенные бои. Там уже год никто не живет — люди ушли. Сейчас центр Дейр-эз-зора контролируют повстанцы — Свободная Армия, а на окраинах стоят войска Асада. Чуть больше года назад я с семьей переехал в Дамаск, и все мои родственники сейчас там.

Из Сирии я уехал пять месяцев назад. Дело в том, что я четыре раза сидел в тюрьме. Меня арестовывала служба разведки Асада. Никаких обвинений мне не предъявляли, чтобы выйти на свободу, я каждый раз платил взятки. В конце концов понял, что в следующий раз меня могут не выпустить даже за деньги.

Я пытался получить убежище в Эстонии — приехал в Псков, оттуда пришел на границу, но эстонские полицейские посадили меня в тюрьму

В Москву я поехал потому, что сейчас в Сирии работает только российское консульство. Если бы у меня была европейская виза, поехал бы туда. Я пытался получить убежище в Эстонии — приехал в Псков, оттуда пришел на границу, но эстонские полицейские посадили меня в тюрьму. Мне пообещали убежище, но через два дня выслали обратно в Россию и запретили въезд на 5 лет. Сказали искать убежище в России. Тогда я пришел в российскую ФМС. Там у меня никто ничего не спрашивал, сразу отказали, и все. Хотя я вообще-то нахожусь в списках шести международных организаций как лицо, подвергавшееся политическим преследованиям. Собираюсь обжаловать отказ в суде. При этом российские власти не могут отправить меня обратно в Сирию, потому что из-за войны это запрещено. Наверное, меня отправят в депортационный центр.
Сейчас я живу в хостеле. За комнату плачу 400 руб., но нас в ней шесть человек. Местную еду мне есть тяжело. Здесь я почти не ем мясо. Пытаюсь найти халяльное, но пока не могу. Ем что придется, иногда обедаю в Макдоналдсе, иногда готовлю себе что-нибудь на кухне. В Москве я не работаю, пока искать что-то не имеет смысла — жду, что ответит ФМС.

Я пока не знаю, вернусь ли в Сирию, скорее всего да. Сейчас там идет война, а я не боец, если бы я хотел воевать, то сюда бы не приехал. В Сирии шиитское правительство и суннитский народ. Весь первый год пока шла война, власти пытались убедить всех, что в стране идет не революция, а межконфессиональные столкновения. И сейчас уже это действительно так. Думаю, что если даже Асад уйдет, война не закончится.

Ali, 28 лет

Когда я окончил школу, поехал в Россию учиться, поступил в Мордовский государственный университет имени Огарева на медицинский факультет. Жил в Саранске, но постоянно ездил домой. Сейчас меня отчислили. В прошлом сентябре я приехал в Саранск, но меня выгнали из-за опоздания и из-за того, что виза оказалась просрочена на один день. Спорить с администрацией из международного отдела института было бесполезно. Сейчас я должен был бы учиться на шестом курсе.

В Сирии я не был с сентября прошлого года. Ездил домой менять паспорт. Я жил в городе Ракка, сейчас он полностью под контролем наемников. Против Асада в Сирии сейчас воюет так называемая Свободная сирийская армия и Джихад Аль-Нусра. Это организация, связанная с «Аль-Каидой». В ней много чеченцев, афганцев. Когда я пытался выбраться из города, попал в плен к наемникам. Я провел у них четверо суток. Над нами издевались, нескольких человек убили. Я понял, что это наемники, потому что очень многие не понимали по-арабски, а у тех, кто понимал, был не сирийский акцент. В Сирии у меня остались родители и два брата, военные. Вообще у меня много родственников служат в армии. Так что мне было очень опасно оставаться в городе, если бы об этом узнали наемники, меня бы точно убили. Родители мои уже тоже уехали.

Сейчас живу в Подмосковье, работаю кальянщиком в клубе. Мне даже платят процент от продажи кальянов — около 3–4 тыс. за ночь

В России у меня появилось очень много друзей. Пока учился, я жил с парнем-мордвином просто душа в душу. Из иностранцев в Саранске у меня была всего пара друзей, остальные — русские. В прошлом году я даже думал о том, чтобы уехать домой, но друзья меня уговорили остаться. Предложили работу. Я работал кровельщиком на стройках, получал очень хорошие деньги. Сейчас живу в Подмосковье, работаю кальянщиком в клубе. Мне даже платят процент от продажи кальянов — около 3–4 тыс. за ночь. Раньше, когда я учился, мне высылали деньги родители. А сейчас уже я поддерживаю родственников.

Правда, у меня пока есть проблемы с документами. Мне разрешили официально здесь жить, выдали что-то вроде вида на жительство, но через три месяца у него заканчивается срок действия. Потом обещали продлить его на год. Теперь я хочу доучиться в институте, мне всего один год остался. Может быть, вернусь в саранский университет, может быть, буду учиться в Москве. Я собираюсь получить специальность хирурга. После этого буду решать, что делать дальше, — ехать домой или остаться в России. Здесь мне тоже нравится, я же много лет тут прожил. Холод меня совсем не пугает, в каждой погоде есть свои плюсы.

Sam, 33 года

В Сирии я жил в городе Алеппо. У меня есть жена и двое детей — дочь Сара, ей восемь лет, и сын Ян, ему пять. Окончил университет по специальности «компьютерные технологии», а после этого получил диплом по гостиничному делу. Работал в отельном бизнесе. У меня был собственный дом, и денег мне на жизнь хватало, но я не был очень богатым человеком. А во время войны все потерял.

Осенью 2011 года меня ранили. Вместе с друзьями я поехал в город Эль-Камышлы, где был убит один из лидеров сирийских курдов Машааль Таммо. Мы участвовали в похоронах, собралась большая процессия и в нас начали стрелять солдаты. Я помню только, как в меня выстрелили, и я упал на землю в толпе. На следующий день очнулся в доме у одного человека в деревне неподалеку от города. Там я лечился и жил около восьми месяцев, а потом вернулся в Алеппо. Через два месяца друзья помогли мне с семьей перебраться в Турцию, мы жили в курдской семье.

Я думал о том, чтобы остаться в Турции, но мы курды, а турецкое правительство не стало бы помогать курдам. Потом мне предложили за 2 тыс. долл. перебраться в Европу. Было два пути — в Грецию морем и в Финляндию через Россию. Как я слышал, раньше на морском пути многие беженцы погибали, поэтому я выбрал второй вариант.

Когда нас привезли, моя жена и дети подумали, что мы уже в Финляндии, и очень обрадовались, но оказалось, что мы в Подмосковье

8 февраля 2012 года мы оказались в России. Когда нас привезли, моя жена и дети подумали, что мы уже в Финляндии, и очень обрадовались, но оказалось, что мы в Подмосковье. Нам сказали, что дальше нас перевезут уже другие люди. Нам предложили перекусить в ресторане, мы согласились. Но когда мы туда приехали, люди, которые везли нас, сбежали с нашими вещами и документами. Тогда я на дороге поймал машину, и мы отправились в Москву. Мы нашли швейцарское консульство, но там сказали, что не могут нам помочь, и отправили в представительство ООН. Потом подсказали, что нужно пойти в организацию «Гражданское содействие», которая занимается мигрантами. Оттуда нас отправили в УФМС. Там нам помогать не стали. Мы двое суток провели на улице, ночевали в парке. Потом познакомились с местными сирийцами и жили у них два месяца, готовили еду, делали разную работу по дому. С помощью «Гражданского содействия» УФМС согласилась отправить нас в лагерь для беженцев. Сначала нас отвезли под Пермь, сейчас мы живем в лагере в Красноармейске, это в Саратовской области. 

Здесь нам тяжело — часто нет горячей воды, плохое питание. По утрам нам дают бутерброды с маслом и чай, иногда яйцо и какие-нибудь фрукты. В обед — суп, салат, картошку и немного мяса. На ужин меню обычно такое же. С медицинской помощью тут тоже плохо — ее совсем не оказывают, а в случае чего просто вызывают «скорую». Еще нас совсем не учат русскому языку. Как мы будем жить и работать в России, не зная языка?  Сейчас я  не могу работать, поэтому у нас совсем нет денег. Дети просят купить им что-нибудь, а я не могу.

У меня и жены проблемы со здоровьем, я каждый день пью таблетки из-за ранения в плечо, она тоже ежедневно принимает лекарства. Я отсылал письма в ООН и надеюсь, что, может быть, там нам помогут и переправят в другое место.

Иллюстрации: Тимофей Яржомбек

Наши собеседники отказались называть полные имена и фотографироваться из-за опасений преследования на родине