Андрей, 33 года
— Кончился Черкизон — начался беспредел, и теперь все переместилось на рынок «Садовод» и «Москва» в Люблине. Ассортимент не изменился, Китай — наш основной поставщик. Почему? Все просто: там делают все, начиная от оригиналов и копий известных брендов и заканчивая продукцией никому не известных фабрик, — от самолетов до одежды. Например, Симачев, автор популярного бренда Denis Simachev, возможно, и сам не подозревает, насколько он крут в Китае. В принципе это признание, и я реально рад за русского дизайнера. Еще активно копируются китайцами вещи бренда Max Chernitsov. Китайцы не только копируют, но и честно исполняют разные заказы. Товар с лейблом Kira Plastinina тоже здесь отшивается по заказу производителя — то есть, легально тоже здесь отшивается — может быть, то, что относится к категории прет-а-порте, шьется в Москве или даже в Милане, но это процентов десять, а остальное — Китай.
Китайцы умеют делать ровные швы, хорошие колодки, материал у них отличный плюс собственные неплохие ткани
Считается, что в Китае дешевая рабочая сила. Но это представление устарело. Китай встал с колен и чувствует себя более уверенно, нежели десять лет назад. Например, в Москве есть Третьяковский проезд, где продавалась брендовая одежда. В Китае такой «проезд» есть в каждом районе.
Сейчас многие корпорации перебираются в Индию, Бангладеш, Камбоджу. Но эти страны вряд ли добьются того, чего достиг Китай. Китайцы умеют делать ровные швы, хорошие колодки, материал у них отличный плюс собственные неплохие ткани. Единственное — все это некому покупать, потому что дорого.
В Китае, да и во всем мире, есть такое понятие — «третья смена». Вообще-то официально на фабриках их две — утренняя и вечерняя, во время которых на производстве присутствуют представители владельца бренда. Когда же наступает вечер, а фирмачи после закрытия фабрики гуляют в баре-ресторане, в цехах опять зажигается свет и наступает третья смена, которая продолжается до утра. И если за первую и вторую смены было сшито 10 тыс. сумок, то в течение третьей — еще 10–20 тыс. В этот момент никто не следит за качеством. Потом все это продается в специальных местах обученными людьми максимально быстро. А дальше эти 20 тыс. сумок расходятся по всему миру небольшими партиями.
Вся партия скупается за копейки, потом ее те же люди перемешивают с легальной продукцией в соотношении 80% оригинала и 20% поддельных
Как? С фабрики звонят людям, которые непосредственно заинтересованы в товаре. В их число войти нелегко, это очень узкий круг тех, кто достаточно пожил в Китае, давно этим занимается и выпил не один декалитр мерзкой китайской водки с партнерами: китайцы сейчас проходят тот же этап, что был у нас в 1990-е, когда деловые вопросы решались в саунах. Как правило, вся партия скупается за копейки, потом ее те же люди перемешивают с легальной продукцией в соотношении 80% оригинала и 20% поддельных.
Не буду называть магазины, скажу, что это крупные торговые сети. Соответственно разницу магазин кладет себе в карман. Если мы имеем дело с легальной перевозкой и т.д., то наценка к себестоимости товара около 300% (из них 150% — расходы на перевозку). Если же речь идет о «серой» или «черной» перевозке, то расходы на доставку — всего где-то 50% от общей стоимости груза. Понятно, никому не выгодно везти вещь за $100 и платить за нее на таможне $67, ведь можно за $33 воспользоваться услугами людей, которые помогут профессионально, но вне закона. Здесь все зависит от байера. Если он жадный, то все положит себе в чемодан, поплотнее упакует и попробует пройти таможню. Как правило, таможня знает в лицо таких людей и в большинстве случаев останавливает их.
У нас можно ввозить с собой для личного пользования товары на сумму 10 тыс. евро либо весом до 50 кг. Если у тебя превышение, то нужно декларировать груз и оплачивать пошлину. Но в правилах нет критериев, что именно следует считать коммерческой партией, и это основное, к чему обычно на таможне придираются. Если товар везут физические лица, для них существуют ограничения. Например, ты не можешь провезти весь размерный ряд женских джинсов, тебе скажут, что это коммерческая партия и ты явно везешь это на продажу, то есть ты должен доказывать, что это все подарки родственницам и знакомым, что вся партия для личного пользования.
Иногда сами байеры приезжают в Китай и ходят по рынку. В Пекине и других крупных городах есть целые районы, специализирующиеся на оптовых и розничных закупках. Байеры подбирают товар, договариваются с владельцем рыночного «бутика», чтобы тот отправлял им товар в Новосибирск, Екатеринбург, Москву или Питер. Дальше работает карго, то есть собственно перевозка товара. Продавец идет на карго-склад, и люди как-то своими путями отправляют товар. Если речь идет об оптовых закупках для Москвы, то карго доставляет груз морем за 60 дней, поездом — за 40 дней.
«Третья смена» или ширпотреб с закосом под фирму — это разные вещи
Рынок «Садовод» и торговый центр «Москва» в Люблине — это места, где продаются вещи не с наценкой «в три конца» (на 300%). Если продавцы будут «делать три конца», то у них никто покупать не будет, потому что туда же приезжают покупать из регионов. Здесь есть разные уровни продавцов — не только «третья смена», а и фэйки, подделки, которые делаются на основе фирменных лекал, но уже на обычных фабриках.
«Третья смена» или ширпотреб с закосом под фирму — это разные вещи. В первом случае это копия. «Третья смена» — это штучный товар, что-то вроде аутлетов. Производство и продажа вещей из «третьей смены» по китайским законам являются уголовным преступлением. Но в Россию ввозят все, поскольку люди пытаются купить максимально дешево.
Почему представители брендов не отслеживают разницу между произведенным легальным фирменным товаром и реально проданными вещами с логотипом фирмы — вопрос не ко мне. Везде полно ушлых людей, котором неохота платить сумасшедшие налоги.
Вернуться к сюжету Последние тенденции моды в Москве