О важности кройки и шитья
Я шью с пятого класса. Мой первый учитель — журнал Burda Moden, откуда я по выкройкам шила себе, маме, сестрам и подругам. После школы поступила в УПК (учебно-производственный комбинат) — такая постсоветская вариация ПТУ, чтобы научиться шить уже профессионально. Мне это было важно: я хотела быть модельером. Отучилась год. Я, между прочим, мастер по пошиву мужской верхней одежды пятого разряда. А это одно из самых сложных направлений. Если ты научишься хорошо делать мужской пиджак — ты научишься делать абсолютно все. Мы тогда учились по ГОСТу, было очень много ручной работы, и это мне помогло. Сейчас очень много стилистов, которые называют себя модельерами, но при этом банально не умеют шить.
О первом именном магазине
В 2004 году я открыла первый магазин одежды на Новом Арбате. Однажды к нам пришел мой будущий инвестор из сети обувных магазинов «Ж», сказал, что ему понравилась моя одежда, и предложил сделать проект. Тогда я была просто дизайнером на проекте, получала зарплату, никаких долей и прочего. Через полгода открылся уже первый собственный магазин, то есть под вывеской Sultana Franntzusova, и за пару лет их количество дошло до 60 по России.
О работе по найму
Если завтра придет заказчик и скажет, что нужно сделать коллекцию платьев из ткани не дороже $2, я постараюсь сделать даже из этой ткани и за эти деньги красиво. Все хотят работать с дорогими материалами, а попробуйте сделать приличное и востребованное из дешевых! Кажется, это невозможно? Но ведь у дизайнеров того же H&M получается, а ведь у них себестоимость ткани примерно такая же.
Как-то раз в Китае встретила свои юбки с нашитым лейблом Armani. На фабрике, видимо, нашили юбок больше, пришили нам чужие бирки «армани»
О продавцах
Все привыкли брать одежду на реализацию, а в рамках наших законов в этом случае ты абсолютно беспомощен, если в какой-то момент тебе перестают выплачивать деньги за коллекции. Вот поэтому я и не даю никому одежду на реализацию. Российские дизайнеры потихоньку учатся продавать себя самостоятельно — через интернет-магазины, соцсети и т.п. Пока это текущая российская ситуация. И я лично для себя выбрала именно такой путь — производство и продажи собственными силами.
О дорогих платьях
Лично я ни физически, ни морально не готова делать люксовый бренд. И мало того, мне это неинтересно и с коммерческой точки зрения. Мне комфортно в своем сегменте доступной одежды, когда платье стоит примерно от 100 до $150. Чтобы делать люксовый бренд, нужно работать с клиентами: шить на заказ, обязательно с ними дружить. У меня нет такой возможности нет — я живу в другой стране.
Люксовый бренд в России и не только — это чаще всего история каких-то отношений. Я, конечно, задавала себе вопрос, хочу ли я работать в люксе, делать моду для богатых девочек, но я не понимаю, насколько это оправдано. Все-таки моя цель — быть небольшим брендом, открыть 5-6 магазинов в Москве и по одному в больших городах России. Но я не собираюсь «одеть всю страну». Пусть это будет узкий круг тех девушек, которые меня поймут, придут и скажут: «как долго я вас ждала, Султана».
О Китае
С 2006 года я живу и работаю в Китае. Там все делается очень быстро, оперативно, и мне нравятся их скорость и возможности, хотя, конечно, случаются и конфузы — куда уж без них!
У нас небольшие коллекции — около ста моделей объемом 50–100 единиц на каждую, некоторые — в нескольких цветах. Это минимальный заказ, который вы можете сделать в Китае. Качество зависит от того, сколько ты готов заплатить за изделие. Если платишь совсем минимум, то изделие получишь примерно в таком же виде.
Одежда — это бизнес. И если бы я была чистым творцом, то мне не на что было бы ее шить
О подделках
Я видела на китайских рынках копию моего шелкового платья, только оно было сшито из полиэстера. Как-то раз встретила свои юбки с нашитым лейблом Armani. Мы заказали джинсовые юбки на фабрике, дали им определенное количество бирок. Они, видимо, нашили юбок больше, пришили нам чужие бирки «армани» и продавали эти юбки на вещевом рынке. Какие чувства я испытываю? Никаких. Забавно! Это ж Китай.
О расчете
Одежда — это бизнес. И если бы я была чистым творцом, то мне не на что было бы ее шить. От меня зависит куча людей, которые со мной работают. Я же не могу прийти к ним и сказать: в этом месяце я вам не плачу, потому что у меня нет вдохновения на новую коллекцию, а значит, и нет денег. И тем не менее нужно всегда делать именно то, что нравится, то, что тебе кажется красивым. Девушки-покупательницы это обязательно оценят, интуитивно. Важно найти этот баланс между коммерцией и эстетикой.
Вернуться к сюжету Последние тенденции моды в Москве