Благотворительные магазины или, как их называют на Западе, чарити-шопы, до сих пор были почти неизвестны российскому покупателю. В Москве первый благотворительный магазин «Лавка радостей» был открыт как проект Благотворительного собрания «Все вместе».
Суть благотворительного магазина
Благотворительные магазины, в основном, продают товары, которые приносят им в дар граждане. Прибыль магазина, за вычетом издержек, направляется на благотворительную деятельность. Часто это может быть одежда, обувь или предметы, которые были специально изготовлены для продажи через такой магазин, например, не фабричная, а ручной работы бижутерия или косметика. Подобные магазины появились в Европе более ста лет назад. Только в Англии их количество достигает порядка 7700. В России чарити-шопы появились недавно: самый первый благотворительный магазин «Спасибо» был открыт в Санкт-Петербурге в 2010 году (в конце 2011года – ещё один). Первый московский благотворительный магазин «Лавка радостей» открылся летом 2012 года. Есть такие магазины в Кирове, Волгограде. Осенью 2012 года появился ещё один магазин в Москве – «БлагоБутик».
Правовой статус
Во многих странах деятельность благотворительных магазинов регулируется законом и всячески поддерживается государством. К примеру, в Великобритании 80% арендной платы покрывается государством, а магазин имеет право оставлять себе до 2/3 выручки, которую направляет на развитие и закупку тех товаров, которые не поступают в магазин как дар. То есть, в Великобритании деятельность благотворительных магазинов является нормальным бизнесом, часть прибыли от которого идёт на благотворительные цели.
В России пока нет никаких законов, регулирующих эту деятельность. Даже такого понятия как «социальное предпринимательство» в нашем законодательстве нет. Поэтому российские благотворительные магазины действуют наощупь. Это не поиск «дыр» в законах, скорее, действие согласно принципу «разрешено всё, что не запрещено». Можно оформить индивидуальное предпринимательство или ООО, можно отдавать вещи за пожертвования. В последнем случае покупатель сам определяет, сколько он готов пожертвовать за ту или иную вещь, лично опуская деньги в запечатанный ящик. В общем, при открытии нового магазина этот вопрос надо тщательно прорабатывать с юристами, чтобы впоследствии не возникало проблем с налоговыми органами, ведь в разных городах могут быть разные нюансы.
Помещение
Один из ключевых вопросов - найти подходящее помещение. Желательно, чтобы это был центр города, чтобы место было легко доступно и узнаваемо, чтобы до него было удобно добираться. К примеру «Лавка радостей» расположена в самом центре Москвы − в Ветошном переулке, месте всем хорошо известном, рядом с ГУМом. Но есть и недостатки – 4-й этаж, помещение это маленькое, не своё, а галереи
«Пространство кукол», которая бесплатно предоставила «Лавке» под магазин площадь 25 квадратных метров. Правда, через некоторое время галерея стала просить покупателей покупать билет на посещение выставки, что понравилось далеко не всем посетителям «Лавки». Но единожды купив билет, его следует сохранить, и с этим билетом можно будет приходить и дальше. Сейчас «Лавка радостей» ищет новое помещение без арендной платы или с небольшой, в идеале – муниципальной, арендой, находящееся в центре, вблизи метро и расположенное на 1-м этаже.
Штат сотрудников
Чтобы снизить издержки, все благотворительные магазины держат минимальный штат сотрудников, работающих за зарплату. Работа большинства благотворительных магазинов строится на помощи волонтёров, которые проводят в магазине столько времени, сколько могут уделить. К примеру, в Великобритании работе чарити-шопов участвуют 160 тысяч волонтёров. В «Лавке радостей» всего два штатных сотрудника – координатор и консультант, которым помогают волонтёры. А понедельник – полностью волонтёрский день, когда штатные сотрудники имеют возможность отдохнуть.
Ассортимент
Один из ключевых вопросов для всех благотворительных магазинов − чем торговать? Прежде всего, это одежда и обувь. Уже на стадии приёмки вещей становится понятно, каким вещам не суждено быть купленным и их отвозят в церковь, которая принимает вещи для обездоленных. Некоторые вещи приходится просто сдавать на утилизацию и к этому тоже надо быть готовым.
Есть вещи совершенно новые, которые были куплены для себя, но по каким-то причинам не подошли и совсем не носились. Если вещи не новые, то их просят приносить постиранными и выглаженными. Но не все дарители так поступают, поэтому желательно, чтобы в магазине было помещение, где можно расположить стиральную машину и сушку. Во всяком случае, «Лавка» ищет новое помещение для магазина с учётом и такой потребности.
Часто люди предлагают мебель, но мебель требует больших пространств. Так что желающие открыть новый благотворительный магазин могут иметь в виду и такую возможность, как торговля мебелью и крупногабаритной техникой, но осознавать, что для этого нужны соответствующие площади и складские помещения.
Хорошо продаётся бижутерия (в том числе и ручной работы), различные аксессуары, вроде платков, шарфов и сумок, посуда, сувениры и небольшие предметы интерьера. Пользуется популярностью мыло ручной работы. Есть несколько творческих мастерских и компаний, которые регулярно предоставляют свои товары для продажи. Часто модельеры передают магазину дизайнерскую одежду или обувь.
Кстати, по наблюдениям продавцов, брендовые вещи не всегда разбираются сразу, например, туфли Channel, которые были в продаже уже при открытии «Лавки», были куплены лишь через несколько дней.
Реклама
Без рекламы – никуда! Вам нужно, чтобы потенциальные клиенты не только узнали об открытии магазина, но постоянно вспоминали о его существовании. Хорошо, если среди ваших друзей и соратников есть профессиональные пиарщики. Это может ничего не стоить, но в деле рекламы лучше довериться профессионалам. Большое подспорье – интернет. К примеру, у «Лавка радостей» до сих пор нет своего сайта (он находится в разработке), но в группе в Facebook – 2500 друзей. Помогают публикации в прессе, репортажи по телевидению – это сфера сравнительно новая и журналисты охотно пишут о магазине. Новых посетителей в магазин также могут привлечь мастер-классы и тематические вечера.
Куда идёт выручка
Ежедневно в «Лавку» приходит от 25 до 40 человек, при этом совершается 15-20 покупок, а средний размер пожертвования составляет 350 рублей. За октябрь выручка магазина составила чуть более 200 тысяч рублей. Поскольку «Лавку радостей» учредило некоммерческое партнёрство «Все вместе», все вырученные средства идут на реализацию проектов партнёрства. Участники партнёрства, а в нём сейчас состоит 32 благотворительных фонда, пишут заявки на получение средств для реализации тех или иных проектов. Кому, когда, сколько и на что выделить средства, полученные от работы благотворительного магазина, решается совместно.
Успешные примеры
Благотворительный магазин «Лавка радостей», Москва
Благотворительный магазин «Спасибо», Санкт-Петербург
БлагоБутик, Москва
Oxfam Charity Shop
Лекция «Фотография как инструмент решения социальных проблем
Дмитрий Марков, фотограф, организатор выставок, посвященных теме сиротства в России, обладатель гран-при Photophilanthropy 2009
Дата и время: 27 ноября, 19:30 – 21:30