Что им стоит дом построить
Обитателей в Мешкове двое: сама Вера Ивановна и ее бывший муж Николай Сергеевич. Остальные все дачники, бывают здесь только летом. Участок земли, 50 соток, достался хозяйке от мужа, некогда военпреда на заводе, ныне покойного.
— У второго мужа, Коли, была голубая мечта: жить в деревне, посадить фруктовый сад. Я в то время держала в Калуге туристическую фирму и бар «Старая подкова». Но я была так влюблена, что скажи он: «хочу жить на Камчатке», — поехала бы и на Камчатку, — улыбается Вера Ивановна. — А поскольку ни доить коров, ни заниматься сельским хозяйством я не умела, а жить чем-то надо, — решили заняться туризмом. Денег у нас было немного, поэтому мы поехали по районам, нашли старые дома, купили, разобрали и поставили сюда, на новый фундамент. Первый дом стоил 5 тыс. руб., второй — 7, и последний, три года назад поставленный, — 25 тыс. Конечно, пришлось покупать доски на фронтоны, строить крышу, настилать полы. Но основную работу в доме мы делали сами. Нужна была печка — наколотили кирпича из старой заброшенной конюшни неподалеку, чего не хватало, — докупили, и собрали. И замечательная получилась печь. Если подсчитать: каждый дом нам обошелся где-то в 250 тыс., — говорит хозяйка.
Впрочем, умеренные издержки ничуть не отразились на обстановке внутри. Она, напротив, получилась весьма картинной. Здесь и люлька, которой вот-вот будет 100 лет, деревянная прялка, самодельные тканые куклы и яркие лоскутные покрывала.
— Не надо стремиться к тому, чтобы дом соответствовал меркам города. Я это прошла и обожглась. Оказалось, это лишнее. Человеку достаточно иметь минимальный комфорт — чистый дом, теплый туалет и воду. Я в этом году проводила эксперимент: за дом с удобствами брала 800 руб. в сутки с человека, а за дом без удобств — 1 тыс. И знаете, второй пользовался большим спросом. Люди хотят отдохнуть от цивилизации.
Завлечь туристов оказалось несложно. Гости в имение под липами начали стекаться прежде, чем хозяева успели достроить кров.
— Помог родной ресторан. В свое время там отмечались все студенческие и преподавательские праздники в Калуге. Я в этой гуще варилась. И когда я сказала, что у меня есть дом в деревне, они все поехали ко мне. У меня еще не было крыльца, пола на веранде, а я уж принимала гостей. И все, что заработала, снова вкладывала в дело.
Один дом, говорит Вера Ивановна, окупился за полтора-два года. Сегодня имение в среднем приносит 15 тыс. руб. в месяц (в сезон — до 50 тыс/месяц, в иные месяцы дом пустует). Если вычесть отсюда расходы на электроэнергию, налоги, амортизацию дома, останется тысяч 10 с лишним.
— Но мне это выгодно. Я вкладываю деньги в свой дом. Не езжу на службу и не работаю 30 дней в месяц. Люди приезжают в основном на выходные, — говорит хозяйка.
Расходное место
О деревне Папушево в Рязанской области, ее обитателях и окрестностях Оксана готова рассказывать часами. Например, о том, как один самородок в соседней деревне Ижевское соорудил из стиральной машины… телескоп и углядел в него новую комету; о близлежащем поселении, слывущем «деревней колдунов»; о том, что в этих местах родился Циолковский; на 10 лет раньше отменили крепостное право...
Стремительная, темпераментная, словоохотливая, она только-только довела до ума свой гостевой дом, но уже разработала экскурсионные маршруты, договорилась о сотрудничестве с ведущими рязанскими турфирмами и вовлекла в дело всю деревню. Соседи катают ее квартирантов на лошадях, организуют рыбалку, обучают лепке, обеспечивают продуктами. Но главный козырь соснового дома в том, что стоит он на опушке леса и граничит с Окским биосферным заповедником, где можно увидеть питомники зубров и стерхов. Поэтому имение, где гостей начали принимать лишь полтора года назад, не пустует и в будни.
— Бывает, и все 14 мест в доме заняты. Недавно останавливалась одна школьная учительница с сыном — теперь хочет на осенние каникулы весь класс привезти, дети готовы на полу в спальниках спать. Некоторые едут дни рождения отмечать. Но месяц на месяц не приходится. Зимой и летом люди есть, а апрель, май, июнь — пустые месяцы. Возможно, потому что комаров много. Поэтому бывает и 30–40 тыс. руб. заработаешь (номер люкс стоит 1200 руб/сутки, обычный — 800. — А.Р.), это без уплаты налогов, а бывает, и по нулям, — рассказывает Ирина Воронцова, управляющая гостевым домом «Ни-Ки-Та» (они с мужем занимаются в доме всеми хозяйственными вопросами, сама же Оксана больше уделяет внимание оргделам).
Как скоро окупится усадьба при таких оборотах?
— Я прикидывала: лет за десять окупится. Но даже если не будет простаивать вовсе, то за семь, — говорит Оксана.
На обустройство соснового особняка, который достался ей в 2006 году за 89 тыс. руб., она истратила 2,5 млн. Значительные средства съело строительство крыши, проведение воды, газа, света.
Четыре пути поиска клиентов
— Создать сайт. Самый простенький обойдется в 2,5–3 тыс. руб.
— Разместить рекламу на странице в facebook и vkontakte.ru. Просить гостей делать то же самое. «Самым эффективным способом привлечения клиентов является сарафанное радио, — говорит Тарас Астахов.
— Дать бесплатную рекламу на специализированных сайтах:
naselo.ru (здесь есть новости и вакансии для тех, кто осел в деревне, и реклама свыше 1400 объектов сельского туризма,); agritourism.ru (более 1 тыс. объектов агротуризма и полезная информация для желающих вести бизнес в деревне); derevnyaonline.ru (деревенский портал, где можно разместить объявление, найти соседей и просто пообщаться).
Есть и другие сайты, где можно дать объявление и найти единомышленников, — артель лапти-тур https://lapti-tour.selyane.com, сообщество в «ЖЖ» https://derevnya-rus.livejournal.com/). Форумы, посвященные рыбалке, если рядом есть водоем (ryba.fatal.ru, poimai.ru — форумчане часто обсуждают, куда поехать на рыбалку).
— Если в округе есть значимый туристический объект, можно обращаться в турфирмы, чтобы те привозили экскурсантов на постой. На Оксану (ее гостевой дом соседствует с Окским биосферным заповедником) оператор вышел сам — нашел контакты в интернете. «Мне позвонил представитель «МК Тревел». Оказалось, они сегодня заинтересованы в таком сегменте рынка. Представители фирмы даже раздавали наши рекламные проспекты на выставке в «Экспоцентре» и собираются возить к нам группы туристов», — рассказывает она.
Филиппыч из Петушков
Фермера из села Старые Петушки под Владимиром Филиппыча можно отнести к числу удачливых предпринимателей. Невысокий, коренастый, с крепкой деловой хваткой, Виктор Филиппович Райцыз пробовал разные начинания — и магазин в деревне держал, и наладить торговлю водой из собственной скважины пытался, и грибы-вешенки на продажу выращивал. А четыре года назад занялся сельским туризмом.
— Гости есть регулярно с пятницы по воскресенье. В месяц бывает 8–12, иногда 20 человек. Правда, в будни редко кто приезжает. Если бы постояльцы гостили регулярно, каждый дом приносил бы до 100 тыс. рублей.
Домов у фермера четыре: два он сдает по 3200 руб. в сутки, один — за 3500 и основной, хозяйский, где живет сам, можно арендовать за 15 тысяч.
— Снимают и хозяйский дом. Заинтересованность у горожан есть. Вот прошлой зимой компания из 18 человек искала, где бы провести корпоратив. Готовы были выложить 150 тыс. руб. за три дня. Так что 35–50 тыс. руб. в месяц можно иметь, — говорит Филиппыч.
Агротуризм в цифрах
Агротуризм (он же сельский, он же «зеленый» туризм) — отдых в сельской местности в условиях, приближенных к условиям жизни деревенских жителей. Во многих европейских странах он приносит весомый доход туристической отрасли. В России же его развитие только начинается.
Сегодня в России около 4 тыс. объектов сельского туризма, говорит Тарас Астахов, председатель ассоциации содействия развитию агротуризма «Агротуризм Ассоциация». Он наиболее развит в Республиках Карелия, Бурятия, Алтай и Алтайском крае, а также в Калининградской и Белгородской областях.
Сельский туризм — сезонный. «В летний период заполняемость дома составляет около 70%, осенью — 10–20%, весной — 10%, — рассказывает Юрий Баландин, глава Национальной ассоциации организаций сельского туризма. В среднем, чтобы дом окупался, туристы должны гостить 60–80 дней в году.
Предпочтительнее развивать сельский туризм эконом-класса. «Сельский туризм имеет социальную направленность. На обустройство дома уровня эконом-класса уйдет 200–400 тыс. руб. И три года понадобится для его раскрутки. В отдельных случаях деревенский дом, обустроенный для приема гостей, может окупиться уже в течение первого сезона», — говорит Юрий Баландин.
Документы
Специального закона, который бы регулировал деятельность сельского туризма, нет. Чаще всего владельцы оформляются как физлица или индивидуальные предприниматели. Первые заключают с клиентами договор о сдаче в аренду жилья и выплачивают 13% налога от суммы договора. Но тогда владелец не может рассчитывать на получение субсидии от властей (см. ниже). Поэтому все наши герои оформились как ИП. Для этого надо заполнить заявление в налоговой (форма есть на официальном сайте ФНС), уплатить госпошлину 800 руб. и написать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Есть два варианта процентных ставок — 6% с доходов или 15% с «доход минус расход». Среди владельцев гостевых домов распространены оба. Если расходы невелики, удобно платить 6% с дохода (так делает Вера Ивановна). Ирина, управляющая гостевым домом «Ни-Ки-Та», напротив, платит 15%. Правда, в таком случае все расходы придется подтвердить документально.
Господдержка
Некоторые затраты на организацию гостевого дома может компенсировать область. Имению «Ни-Ки-Та», например, министерство экономики Рязанской области возместило 260 тыс. руб. «О том, что такая программа есть, мы узнали от соседей — у нас в деревне многие получали гранты. Подали в министерство бизнес-план, товарные чеки — пакет документов довольно большой. И нам покрыли приобретение мебели, водоснабжение и прокладку внутреннего газопровода», — рассказывает Ирина Воронцова. А Вера Ивановна два года кряду получала по 100 тыс. субсидии от министерства туризма Калужской области: «Надо обратиться в соответствующий отдел и заполнить документы. Но в этом году субсидии уже не дают. Видно, нет денег. Кроме того, я знаю, что последние годы областное министерство сельского хозяйства возмещало средства тем, кто купил корову или пчел». Подобные программы действуют во многих областях. Узнать о них можно у местных властей (администрация, министерства) или от соседей.
Начальные инвестиции
На преобразование «домика в деревне» в приличный гостевой дом может уйти от 150 тыс. до 2 млн руб. (за 2,5–3 млн можно уже построить с нуля новый добротный дом). Все зависит от изначального состояния дома, желаемой степени комфорта и мастерства владельца. В эту сумму входит ремонт дома, налаживание коммуникаций, благоустройство территории, приобретение мелкой живности (что, впрочем, необязательно), домашней утвари и бытовой техники. Сильно тратиться на первых порах наши эксперты не советуют: лучше вкладывать деньги в развитие дома по мере их поступления. Дороже всего, по опыту хозяев, обходятся коммуникации — водоснабжение, канализация, установка сантехники. Но некоторые и здесь изловчаются экономить. «Мы все делали своими руками, даже траншеи рыли. Поэтому уложились тысяч в 20. Две стоил унитаз, еще пять отдали за водонакопительный бак и шесть тысяч — за счетчик. А топим мы печкой, которую собрали своими руками», — рассказывает Вера Ивановна.
«Это бизнес для людей, которые искренне любят принимать гостей»
Надежда Макатрова, гендиректор консалтинговой компании «Конкретика»
«Успешные проекты в области сельского туризма в России есть. Я знаю весьма доходные гостевые дома со всесезонной загрузкой на Алтае, во Владимирской, Нижегородской, Ленинградской, Архангельской областях. Но, увы, их мало, и четкого рецепта успеха нет. Кто-то зарабатывает на дорогом размещении, кто-то — на однодневных экскурсиях и питании, третьи наращивают доход на допуслугах и аренде снаряжения. Модели разные. Один из секретов успеха — наличие достопримечательностей в радиусе 40 км, дополнительные виды отдыха: сплавы, лыжи, велопрогулки, конные выезды, снегоходы и квадроциклы. На худой конец рыбалка, охота, походы за ягодами и грибами, мастер-классы по изготовлению сувениров, приготовлению блюд, занятия с детьми. Если ничего подобного хозяева предложить не могут, а есть лишь деревенская изба без дополнительных услуг, то проблемы с загрузкой будут наверняка. Тем более с конца октября до середины апреля редкая российская деревня может похвастаться симпатичным обликом. Надо придумать, чем занять туриста в непогоду. Кто-то «вытягивает» межсезонье за счет празднования дней рождений, корпоративов, другие принимают школьников на мастер-классы или экскурсии. Варианты есть. Но в целом это не тот бизнес, где можно быстро и много заработать. Это долгосрочные проекты для людей, которые искренне любят принимать гостей и которых радует сельская жизнь».
«Решающим фактором в агротуризме является сам владелец»
Тарас Астахов, председатель ассоциации содействия развитию агротуризма «Агротуризм Ассоциация»
«Агротуризм востребован потенциально довольно высоко, но из-за того, что есть инерция отдыхать в домах отдыха и гостиницах за границей, данный вид туризма развивается медленно. Поэтому человеку, открывшему бизнес, придется от полугода до двух лет нарабатывать клиентуру. Что же касается заработков: при средней загрузке дома на две гостевые комнаты 5–6 заездов в неделю с оплатой 3 тыс. руб. за комнату мы получим ежемесячный доход от 60 тыс. руб. или 19 тыс. чистой прибыли после уплаты налога. Срок окупаемости при этом (при изначальных инвестициях чуть выше 2 млн руб.) равен 8–9 годам. Хотя реальный срок можно оценить лишь на практике, ведь факторов, влияющих на приток туристов, масса. И главным решающим фактором в агротуризме является сам владелец. Его личный ресурс и, как следствие, желание клиентов возвращаться к нему вновь».