11880
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
12533
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
7252
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
2417
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
4454
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
3894
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2639
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1960
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
6610
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
5645
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
4259
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
4847
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
3329
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2603
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2206
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2132
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
2356
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1928
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1940
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3009
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
2657
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2111
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1870
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2799
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2752
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1952
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1981
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2184
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2083
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1973
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2088
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
3518
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2587
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2419
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2098
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
15:00 28/08/2012 Ксения Туркова 0 181

Тысяча лайков за сочинение о лете

Все материалы сюжета Отпускные дневники

Двенадцать советов блогерам, как сделать рассказ о путешествиях интересным

Александр Железняк: «Важно найти соус»

«Вот приносят мне текст «Эта прекрасная горная Швейцария». Я его не возьму. Это слишком в общем, слишком абстрактно, штамп. А самое важное — собственные ощущения от места. Так что первая ошибка -  это подача темы. Нужно все через человеческую историю пропустить, найти какого-то швейцарца, фермера, который что-то расскажет. В общем, чтобы герои передали место. По большому счету, обо всем давно сказано, так что просто описывать место бесполезно. Так что важно найти соус, акцент, который сможет передать дух места.

Я помню, как-то принес статью, где было много субъективного, деталей, героев. И эту статью запороли в одном журнале, сказали, что это пройденный этап, что личный опыт автора им не интересен. Впрочем, журнал исчез, а опыт — это самое ценное, чем можно поделиться. При этом не нужно возводить этот совет и любой другой в абсолютный подход и рассказывать читателю все детали путешествия, начиная от поиска билетов в интернете».

Ольга Яковина: «Меньше слов»

«В наш век смс и твиттера никто не читает длинных текстов. Хотите, чтобы читатели осилили ваш рассказ — пишите коротко и емко, не растекаясь мыслью по странице. К черту лишние подробности, лирические отступления и исторические выкладки — все это графоманство никому не интересно. В принципе, любой текст можно сократить до подписи к картинке, и для жанра путевых заметок это особенно верное утверждение».

Александр Железняк Главный редактор журнала National Geographic Traveler

Александр Железняк: «Картинка — это червячок»

«Соотношение 30% к 70% в тревел-журналистике (да и не только в тревел) уже давно работает. 70% от общего объема занимает картинка. Она играет роль червячка, на которого читатель должен запасть, чтобы перейти к тексту.  А дальше нужно задавать ритм, чтобы где-то акцент был на фото, где-то на текст. Этот ритмический рисунок лучше всего чувствуешь, когда и пишешь, и снимаешь сам. Это, кстати, довольно болезненный вопрос. Ведь существует разделение труда, и фотографы не любят, когда авторы текста «снимают на свою мыльницу». Это верно, но если говорить о тревел-журналистике, то здесь как раз исключение. В этой среде важна универсализация. Нет гарантии, что вместе с вами в путешествии окажется хороший фотограф и сделает снимки, которые смогут так же передать атмосферу и состояние природы. Потому лучше уметь снимать самостоятельно. Ну  и наоборот, нужно уметь написать к фото авторский текст, тревел-репортаж (я еще люблю словосочетание «путевые заметки»)». 

Ольга Яковина Главный редактор журнала «Вояж» 

Ольга Яковина: «Бес в повествовательности»

«Одна из самых главных ошибок начинающих тревел-авторов — стремление описывать последовательность своих перемещений. Из-за всех этих «сначала мы пошли туда, потом мы поехали сюда, а затем нас ждало то-то» текст становится нудным, как повестка собрания районной администрации. Ищите другие способы связать свои воспоминания в единый рассказ — или не ищите вовсе. Один из самых удачных приемов для подачи тревел-текста — просто выбрать несколько ключевых для описываемого места понятий и рассказать о них. Скажем, если вы рассказываете о Шотландии, это могут быть овцы, замки, тартан, виски, дождь и овсянка».

Александр Железняк: «Читатель должен провалиться, как Алиса в колодец»

«Начинать лучше всего с какого-то действия.  Сразу должен начаться экшн, сразу люди, герои, интрига, текст должен зацепить. Зачем ты туда поехал? В первом абзаце об этом надо сказать. С первой строки читатель должен провалиться, как Алиса в колодец. А уже потом надо отойти немного от этого, приземлиться на дне колодца, осмотреться, рассказать о месте.

Сообщать о том, как именно ты в это место попал — самая распространенная ошибка начинающих тревелогеров. Потому что когда ты читаешь о приключениях в аэропорту Шереметьево и какие сволочи французы, потерявшие багаж, это банально (ну кто не «попадал» с самолетами?) и просто неинтересно».

Ольга Яковина: «Бог в деталях»

«Пространные описания вызывают лишь зевоту. Одна точно подмеченная деталь, смачная подробность или яркий образ расскажут о месте гораздо больше, чем три страницы общих слов. Бла-бла-бла можно найти в любом путеводителе, а то, ради чего будут читать ваш рассказ — это подробности. Не упускайте их. Не ленитесь приставать к гидам и местным жителям с вопросами, записывайте их истории (сразу, потом не вспомните), обращайте внимание на забавные мелочи, и читать ваши истории будет куда интереснее».

В путешествиях не ленитесь приставать к гидам и местным жителям с вопросами, и читать ваши истории будет куда интереснее

Александр Железняк: «Слова «потрясающий» и «удивительный» я вычеркиваю сразу»

«Что касается красивостей, то, как Тургенев, писать тоже не надо. Я недавно перечитывал «Записки охотника», и там чуть ли не на трех страницах описывается состояние неба — очень уж тяжеловесно. Я думаю, что такие подробные, неспешные описания уже в прошлом. Происходит эволюция текстов, посмотрите как писали (и хорошо писали) советские писатели (кстати, очень советую для любителей путешественнической прозы — Визбора «Завтрак с видом на Эльбрус», Виктора Конецкого «Соленый лед» и «Среди мифов и рифов»).

Тексты должны быть динамичными, но не сухими, как твиттер, конечно. Они должны быть максимально лаконичными. Ты должен от одного слова проникнуться ощущением. Если ты почувствовал запах, вкус от одного эпитета, от какой-то детали, автор попал.

Правда, есть несколько табуированных слов, которые ни в коем случае нельзя употреблять в текстах. Это слова «потрясающий», «прекрасный», «удивительный», «замечательный», «уникальный» и так далее. Или словосочетания типа «это удивительное сочетание древности и современности». Мой совет — вычеркивайте все это сразу. Если вы хотите сказать, какой потрясающий закат, вы должны сказать, чем именно он вас потряс. Нужны детали и очень правдивые, живые, а не банальные. Удивляйте сами, вместо того, чтобы говорить, что что-то способно удивить».

Ольга Яковина: «Не жадничайте на советы»

«Как удобнее добираться, как перемещаться внутри страны, какие гостиницы, музеи и рестораны вы можете рекомендовать, а какие категорически не советуете, каких ситуаций стоит опасаться и т.д. — все это совершенно бесценные сведения, которые могут очень пригодиться вашим последователям. Поэтому всю полезную практическую информацию, которую вы собрали за время путешествия, имеет смысл не хранить в тайне, а собрать в кучу, систематизировать и тезисно изложить в конце текста — в журналистике это называется «подверстка». В этом случае те, кто хочет прочитать исключительно лирические впечатления, просто пролистают неинтересные им подробности, не увязая в них и не начиная скучать. А те, кто сам думает о подобном путешествии, воспоют вам осанну и немедленно отправят пост в закладки».

Александр Железняк: «Люди не знают географии»

В тексте нужны географические привязки. Если мы  пишем о Феодосии, то надо сказать, что это в Крыму. Причем ввести указание надо мягко, не нарочито, не выставляя читателей дураками, например: этот черноморский город. Или: этот город на берегу Черного моря. Смех смехом, но не рассчитывайте на то, что все читатели хорошо знают географию.

Подчеркивать какие-то политико-географические моменты не надо, это тоже такой табуированный момент».

Ольга Яковина: «Помните про wow-фактор»

«Читатель — он как капризная красавица. Чтобы ему понравиться, нужно его удивлять, иначе быстро заскучает и пойдет любить другого, более занятного путешественника. Парадоксальные и любопытные факты и наблюдения должны встречаться в вашем рассказе как минимум в каждом третьем абзаце — и тогда можете рассчитывать на перепосты с комментариями типа «Ничего себе, а я и не знал!» Но прежде чем вставить wow-факт в свое произведение, «пробейте» через гугл, насколько общеизвестная эта информация — иначе рискуете выглядеть со своим «А вы знали, что Волга впадает в Каспийское море?!» довольно глупо».

Александр Железняк: «История, или как пользоваться Википедией»

«Иногда присылают тексты — с перечислением статистических данных страны, самых важных исторических дат, достопримечательностей... и сразу понимаешь, что Википедию человек прочитал. Ну или какой-то еще справочник. Вас поразили факты, которые вы узнали.. только не надо спешить вываливать их на читателя. Обработайте их, отберите самые важные и интересные, может быть, нужно выбрать факты, чем-то связанные, а остальные отбросить и давать их внутри текста — очень дозировано. Вот тут написано на стене, а тут вы познакомились со стариком и он что-то вам рассказал. Историю можно рассказывать словами героев, еще как-то. Но только не нужно переписывать Википедию».

Ольга Яковина: «Сжечь до прочтения»

«О каком бы интересном месте вы ни рассказывали, есть вещи, которые убивают любой рассказ. Это пафос и патетика — нет ничего унылее напыщенных текстов с возвышенными эпитетами. Это многословные «красивости» — не увлекайтесь описаниями, лучше разместите фотографию. Это чрезмерное «яканье» — информации об авторе в тексте не должно быть больше, чем информации о месте его дисклокации. И это занудные подробности — оставьте их для Википедии. Хотите знать, что спасает любой текст? Ирония и хорошее чувство юмора. Даже если вы описываете самый банальный маршрут по Парижу, но делаете это по-настоящему смешно — ваш текст будет в топе».

Туристический «антисловарь» Ксении Турковой

У тех, кто пишет о путешествиях, есть свой «джентльменский набор» метафорических приемов, которые кочуют из текста в текст и уже превратились в штампы. Авторы туристических текстов «облюбовали» несколько сфер, из которых они берут сравнения для тех или иных стран, городов и достопримечательностей.

Еда

Туристический объект описывается как очень вкусное или просто экзотическое блюдо:

«Здесь вам удастся посетить королевские покои, в часовне Святого Георгия вы сможете стать  гостем кукольного домика королевы Мэри, а выставка королевской посуды станет десертом вашего путешествия в этих краях».

Сравнение с десертом — самое популярное и самое абстрактное, пустое. Гораздо интереснее, когда автор конкретизирует метафору, например, так:

«Если взглянуть на остров Санторини с борта корабля, может показаться, что вы смотрите на огромный слоёный торт с белой полосой крема сверху».

Сказки

Еще один излюбленный прием —  метафора, связанная с литературой, точнее, с литературными жанрами. Но, как правило, большого разнообразия тут не наблюдается: если внимательно почитать сайты о путешествиях, можно убедиться в том, что почти все страны и города мира похожи на «сказку». Хотя, наверное, есть города, которые можно читать, как роман.

«Китцбюэль –самый популярный и любимый горнолыжный курорт Тироля, очаровательная снежная сказка, в которой отражается вечно праздничная атмосфера красивого города».

«Описать словами Царство Вечной Мерзлоты сложно, лучше один раз увидеть! Представьте оживший замок Снежной Королевы! Представили? Так вот Северный Полюс гораздо интереснее!»

Религия

Если город не похож на сказку, его обязательно сравнят с раем. Словосочетание «ад для туристов» я тоже встречала, но такой формулировкой в город не завлечешь. Хотя в каком-то блоге я однажды наткнулась на текст: «Египет для туристов — рай или ад?» Далее следовал подробный разбор достоинств и недостатков отдыха в этой стране. Но это уже к самому жанру путевых заметок имеет отдаленное отношение.

Если же говорить о штампах в описании тех или иных мест, то на первом месте окажутся уже упомянутый «рай» и не менее популярная «Мекка». «Турция — это рай на Земле, где богатейшая культура, гостеприимные и мудрые люди, не имеющая себе равных в мире по разнообразию блюд кухня, "приправленная" неповторимой мелодией, легендами и восточными сказками, влюбляют в себя, призывая ваше сердце снова увидеть этот удивительный край».

«Майорка приобрела славу туристической Мекки с 1960-х годов, когда развитие индустрии туризма вызвало строительство сотен многоэтажных отелей, домов и торговых центров, которые сейчас расположены вдоль берегов острова».

Украшения и драгоценности

«Сладким» сравнениям с десертами не уступают «драгоценные» метафоры, когда объект сравнивается с ювелирным украшением или камнем. Особенно прикипели авторы к «жемчужине».

«Древний город набатеев Петра — самое удивительное место Ближнего Востока и жемчужина Иордании. Город высечен в розовых скалах и насчитывает примерно 800 памятников».

«Остров Корфу расположен в северо-западной части Ионического моря. Длина острова — 60 км, ширина — от 4 до 30 км, протяженность береговой линии составляет 217 км. Это самый известный из 7 своих ионических собратьев, самый западный (по географии и нравам), самый зеленый из всех оливковых оазисов Средиземноморья, самый незабываемый из изумрудного ожерелья райских уголков Греции!»

Все эти избитые сравнения опытные тревел-журналисты предлагают тоже внести в «черный список». Никакие «жемчужины», «Мекки» и даже «рай на земле» не украсят ваш рассказ о путешествиях так, как это сделают детали и герои.