Во всероссийском конкурсе «Директор школы-2011» победил руководитель вечерней (сменной) общеобразовательной школы из Кировской области Дмитрий Скурихин. Он рассказал «МН», чем современная «вечерка» отличается от той, что показана в фильме «Большая перемена», а также объяснил, почему подушевое финансирование школ для взрослых скоро приведет к их закрытию.
– Дмитрий Анатольевич, не чувствуете себя забытыми? О вечерних школах не то что кино больше не снимают, но и СМИ почти не пишут.
- Я по природе оптимист. Да и времена изменились. Раньше школы рабочей молодежи создавались для обучения квалифицированного персонала заводов и фабрик. Человек работал у станка, но когда ему не хватало знаний для того, чтобы расти по карьерной лестнице, его отправляли в школы, подобные нашей. Человек получал полное среднее образование, мог пробовать поступить в вуз. Сейчас необходимость в вечерних школах падает, еще больше падает наполняемость. Из-за экономических соображений все российские школы находятся на подушевом финансировании, а значит, с падением числа учащихся сокращается и бюджет. На школах нашего типа это особенно явно видно. Вечерняя школа в том виде, в котором она есть сейчас, перестанет существовать.
- Это правильно, на ваш взгляд?
- Не мне судить. Точно могу сказать, что вечерние школы останутся в исправительных колониях. По закону граждане, находящиеся в местах лишения свободы, должны учиться и до 30 лет получить диплом. Мы же, вечерние открытые школы, находимся на странном положении. Мы сдаем все те же экзамены, что лицеи и гимназии, имея бюджет в десять раз меньше. Есть и другое противоречие: учителя, которые у меня работают, не могут раньше выйти на пенсию, потому что им не идет педагогический стаж – он идет только для тех, кто работает с детьми и подростками до 18 лет. У нас 70% учащихся – взрослые совершеннолетние люди. Соответственно приходится держать педагогов только человечностью, семейной обстановкой в школе. Тут хорошо понимаешь принцип, что главный капитал - это люди.
- Как в вашем случае работает принцип финансирования «деньги идут за учеником»?
- Дело в том, что когда меняется состав учеников, бывает нечем платить зарплату. Ушли 15 человек - и все. У нас такое было: люди массово уехали на северную вахту, потому как Вятка – регион дотационный, работы нет.
Проблема в том, что все школы оценивают под одну гребенку: если в классе меньше 23 человек, то это считается невыполнением госзадания. То же самое со вторым коэффициентом – количество учащихся на одного учителя должно быть не менее 13,5 человека. Наше финансирование составляет 65% от бюджета обычной школы, в три раза меньше гимназии. И сейчас он уже под угрозой. Количество учеников убывает. При этом, если можно так выразиться, стоимость одного ученика увеличилась, но их стало меньше.
В суперфинале конкурса «Директор школы-2011» участникам было необходимо выразить свое мнение по вопросам образовательной политики в последние годы. Дмитрий Скурихин предложил «теорию заморозки»: «Беда системы образования не в том, что у нас неправильные стандарты, а в том, что наше образование трясет, а ведь любая система, попавшая в зону нестабильности, в конце концов разрушается». По его мнению, вместо постоянных изменений и нестабильности, от которых устали педагоги, нужно заморозить учебный план 2008 года и финансирование на уровне 2011 года. Если отменить процедуру аттестации школ и убрать надзорные структуры, то система финансирования школы оздоровится, считает победитель. «От уничтожения этого звена ничего не изменится, а проверок станет меньше и школе легче», – отметил Дмитрий Скурихин.
- В вашей школе учатся люди с уголовным прошлым?
- Да, но не только. Хотя с ними особенно тяжело. Часто они приходят к нам и через 2-3 месяца бросают учебу. Им тяжело. Хотя надзорные органы обязывают их доучиваться. Они приходят, отмечаются раз в неделю. Надо прикладывать большие усилия к обучению таких людей, а ведь психология общества, а уж тем более этой части общества - получать блага, не прикладывая усилий. Но своим самым главным достижением считаю, что за три года, как я руковожу этой школой, нет рецидивов. Только один человек вернулся в тюрьму.
- Все ученики поступают в вашу школу по направлению органов или есть те, кто пришел сам?
- Есть девушки, которые родили в 15-16 лет, выскочили замуж. Есть военные, с которыми не продлили контракт: они пошли в техникум после 9-го класса, им исполнилось 18, и их сразу призвали. Есть и те, кто хочет просто, несмотря ни на что, проложить себе дорогу в жизни. А наша школа – безальтернативный вариант получения образования. Девушки днем работают продавцами в палатках, а вечером занимаются, потом сдают ЕГЭ, куда-то поступают. Таких, конечно, не более 15-20%.
Дмитрий Скурихин стал руководителем вечерней школы после трех лет работы в элитной гимназии. Заняв новый пост, директор сразу принялся решать хозяйственные вопросы, так как школа была в таком плачевном состоянии, что по решению суда деятельность учебного заведения даже была приостановлена на некоторое время. Из-за недостаточного финансирования идеи и предложения руководителя по привлечению детей реализовать не получилось. Дмитрию Скурихину удалось укомплектовать классы собственными силами: «Все лето я давал объявления в бесплатные газеты, выстраивал школьный сайт с максимальной долей информативности, контактировал с центром занятости населения», – рассказывает Скурихин в своем эссе для конкурса.
- Что еще вас не устраивает в системе помимо подушевого финансирования?
- Лично мое мнение, что выбранный путь финансирования школы ошибочный. Я понимаю, что за такие слова могу понести ответственность, но я об этом говорю и говорил всегда. Сказал бы и президенту, если бы он пришел к нам на конкурс, что надо отменять положение об обязательной аттестации учителей. Оно настолько губительно - вы не представляете! Самое удивительное – пункт о соответствии занимаемой должности. Я не был бы против, если бы была научно обоснованная процедура. Но ее нет. Процедуру прописывают регионы: где-то адекватный вариант, а где-то – нет. К примеру, в прошлом году наши учителя сдавали тесты, которые не могли решить кандидаты наук. С такими заданиями можно за несоответствие всех или почти всех уволить.
- Были прецеденты?
- Своих учителей я не пускаю. На мое имя уже приходило два предупреждения по этому поводу.
- Не пускаете куда?
- На аттестацию эту. Школа не набирает нужное количество положительных результатов ЕГЭ. В прошлом году из 41 ученика сдать смогли только 36. Но мы не можем на уровне гимназии сдавать. Пятеро не сдали. И эти пятеро сейчас рассматриваются чиновниками как катастрофа. Как мое неумение управлять процессом образования, как неумение учителей выполнять свою работу.
- Несоответствие должности инкриминируют?
- Нет, пока только премии лишают. С точки зрения эффективности бюджетной системы я неэффективно государственные деньги расходовал: поскольку получил деньги на 41 человека, а ЕГЭ сдали только 36. Никого не интересует состав наших учеников.
- Вы уже успели на себе ощутить курс на массовое обновление учителей?
- Работать некому. Выпускники вузов не идут. Либо приходят и больше года не задерживаются. Вы не представляете, чем сейчас педагоги занимаются. Они пишут рабочие программы, которые раньше Минпросвещения писало, и их часто не меняли. А сейчас каждый учитель пишет программу для каждого класса. Учителя просто завалены бумажками. Все очень запущено.