Госдума утвердила в первом чтении соответствующие поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях.
После того, как закон будет принят, а препятствий для этого пока не усматривается, нынешние пять категорий в водительских удостоверениях раздробят: документом предусмотрено девять основных категорий плюс шесть подкатегорий. Законопроект был разработан группой депутатов во главе с председателем думского комитета по транспорту, единороссом Сергеем Шишкаревым во исполнение международных обязательств России. В 1974 году СССР ратифицировал Венскую конвенцию 1968 года о дорожном движении, РФ как правопреемник Союза, подтвердила свои обязательства, и после того как в 2006 году в Конвенцию были внесены поправки, все государства-подписанты должны «синхронизировать» с ними свое законодательство.
Это не первое новшество, постигшее отечественных водителей в этом году. С 1 марта в России начали выдавать права европейского образца, снабженные штрих-кодом. В них же появились и «совмещенные категории»: помимо традиционных A, B, C, D и E, это ВЕ — легковые автомобили с тяжелым прицепом, СЕ — грузовой автопоезд, DE — автобус с прицепом.
После того как вступит в силу нынешний законопроект, на розовой пластиковой карточке — правах нового образца, будут фигурировать и дополнительные подкатегории, о которых упоминает последняя версия Венской конвенции. Новые подкатегории, в частности, могут уточнять виды автотранспорта в зависимости от массы, мощности, количеству пассажирских мест и даже типу трансмиссии.
В числе прочего, например, могут быть «конкретизированы» права на управление автомобилем с автоматической коробкой передач. Поправки предполагают: у тех, кто обучается вождению на такой машине и сдает экзамен на управление авто именно с автоматической трансмиссией, в водительском удостоверении будет сделана соответствующая отметка. Пребывание владельца таких прав за рулем машины с механической коробкой со временем будет равнозначно вождению без прав, но соответствующие санкции в КоАП пока не предусмотрены. Обратный вариант допустим.
Поправки также предполагают, что к категории «А» (право на управление мотоциклом), будет добавлена подкатегория «А1» для легких мотоциклов с объемом двигателя не больше 125 куб. см и максимальной мощностью 15 лошадиных сил. Управлять легким мотоциклом можно будет начиная не с 18, а с 16 лет. Заметим, что в утвержденный в первом чтении вариант законопроекта не попала активно обсуждавшаяся и присутствовавшая в изначальном тексте законопроекта категория «М». В нее должны были попасть мопеды, скутеры и легкие квадроциклы с двигателем объемом не более 50 куб. см и максимальной скоростью не больше 50 км/ч. В ходе обсуждения депутаты решили, что водители таких транспортных средств могут остаться «бесправными».
Самую распространенную категорию «B» — легковые автомобили массой не больше 3,5 т (в том числе с прицепом не тяжелее 750 кг) предлагается дополнить подкатегорией «B1», в которую включат трициклы и квадроциклы. Категорию «С», к которой отнесены автомобили массой более 3,5 т также «конкретизируют» — в подкатегорию «С1» попадут грузовые машины от 3,5 до 7,5 т.
Появится и отдельная «статья» для маршруток и небольших автобусов. В подкатегорию D1 включены «транспортные средства с количеством пассажирских мест от 8 до 16». Поправки предполагают, что возраст получения «автобусных» прав категорий D и D1 слегка увеличится — с 20 до 21 года.
«Если конвенция предусматривает появление более дробных категорий в зависимости от веса машины и количества перевозимых пассажиров, то Россия обязана была это утвердить, но в основном новации коснутся коммерческого транспорта», — заметил в беседе с корреспондентом «МН» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Водителю, который захочет получить «более дробную категорию» — например, управлять более тяжелой машиной, нужно будет пройти дополнительную подготовку. При этом тем, кому потребуются права на микроавтобусы, не придется осваивать в полном объеме программы подготовки для водителей пассажирских автобусов и большегрузных фур.
Российские автошколы, по мнению Похмелкина, «морально готовы» вести обучение по новым категориям. «Месяц назад я был на межрегиональной конференции «Автошкола-2011» и могу сказать, что руководители крупнейших автошкол приветствуют поправки, ожидая получить определенные блага — новые программы подразумевают дополнительное финансирование», — отмечает Похмелкин.
В пресс-службе ГИБДД РФ корреспонденту «МН» сообщили, что официальные комментарии ведомства и разъяснения позиции автоинспекции для водителей появятся в ближайшее время. Депутат Шишкарев, впрочем, уже вчера уточнил, что его инициатива не предусматривает новый массовый обмен водительских удостоверений. Все права, «выданные до вступления в силу нового закона, признаются действительными до окончания указанного в них срока», подчеркнул депутат.