Процесс создания института военного духовенства пока явно далек от завершения, поэтому церковь изыскивает иные способы для духовного окормления солдат и офицеров. Настоятелем храма, открытого на днях на одной из баз Балтийского флота, стал моряк, проходящий срочную службу. На гражданке 25-летний гвардии матрос Александр Ерошин был священнослужителем — теперь ему придется совмещать свою доармейскую профессию с военно-учетной специальностью рулевого сигнальщика.
Пресс-служба Балтфлота с гордостью подчеркивает, что в истории современного российского ВМФ это «пока что единственный случай, когда настоятель православного храма ступил на палубу военного корабля в качестве матроса-гвардейца». Впрочем, призыв выпускников духовных училищ на службу в другие рода войск — не редкость.
Православный храм во имя святого праведного воина Феодора Ушакова (в миру более известного в качестве выдающегося флотоводца екатерининских времен; адмирала причислили к лику святых в 2004-м) был открыт в конце августа на базе 36-й бригады ракетных кораблей Балтийского флота, дислоцированной в Балтийске Калининградской области. Тогда же духовный попечитель балтийцев — настоятель Кафедрального Свято-Георгиевского Морского собора Балтийского флота игумен Софроний (Колосов) — представил морякам настоятеля новооткрытого храма — рулевого-сигнальщика ракетного катера Р-187 Александра Ерошина.
Священник-матрос родом из города Заречный Пензенской области, население которого в советские времена так или иначе имело отношение к оборонке. В частности, именно в этом закрытом городе (называвшемся тогда Пенза-19) создавалась первая баллистическая ракета с подводным стартом. В пресс-службе Балтийского флота сообщают, что отец Александр, служивший в одной из церквей Заречного, по собственному желанию пришел в военкомат с намерением исполнить долг перед Отечеством, причем именно на флоте. Священник получил распределение на ракетный катер — подшефный корабль города Заречного. Теперь же «гвардии матрос Ерошин будет переоблачаться из военной формы в рясу священнослужителя и уже в чине отца Александра вести церковную службу в храме воинской части», поясняют представители флотского начальства отца Александра. Делать он это будет в свободное от несения корабельной службы время.
Как напомнил «МН» начальник управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Минобороны Борис Лукичев, сейчас «по полной программе» в армии работают всего шесть православных священников и один мусульманский имам. Таким образом, в рядах Российской армии (точнее, в статусе служащих Минобороны) по-прежнему находится лишь семь капелланов. Между тем, по распоряжению президента Дмитрия Медведева, отданного им еще в 2009 году, в вооруженных силах создано около 240 штатных единиц, зарезервированных для священнослужителей различных конфессий. На «внештатной» основе, то есть по договоренности командования с местными епархиями, с военнослужащими работает порядка тысячи клириков РПЦ. «Причем называть ни тех, ни других капелланами некорректно — священники не должны иметь воинских званий, и они не подчиняются командиру», — поясняет Борис Лукичев.
Так что случай матроса-священника Александра Ерошина представляет собой исключение из правил, хотя он и не стал прецедентом. В качестве примера в «профильном» синодальном отделе приводят 28-ю Козельскую гвардейскую дивизию ракетных войск стратегического назначения, где еще в позапрошлом десятилетии служили десятки выпускников одного из духовных училищ.
Вообще связь РПЦ с РВСН (а также с ракетами вообще — заметим, что отца Александра распределили именно на ракетный крейсер) примечательна. Например, глава синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов одновременно является деканом факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого.