Руководители Роскосмоса не склонны к пессимизму. Даже после потери за одну неделю новейшего спутника связи и грузового корабля, снабжающего топливом и продуктами орбитальную станцию, чиновники отрицают наличие системного кризиса. Это дал понять вчера замглавы космического агентства Анатолий Давыдов, рассказывая о мерах, которые будут приняты для обеспечения безаварийных стартов в будущем.
Заместитель руководителя Роскосмоса на пресс-конференции в РИА Новости огласил выводы комиссий по расследованию последних ЧП. Первая авария, погубившая спутник связи «Экспресс АМ-4», произошла вовсе не из-за дефекта в самом спутнике или разгонном блоке «Бриз-М». Аппарат, который должен был обеспечить доступ к спутниковому телевидению и интернету от Ближнего до Дальнего Востока, погубила ошибка в программе полета.
Сразу после запуска 18 августа и отделения от ракеты-носителя «Протон-М» разгонный блок отправил телекоммуникационный спутник не в точку над экватором планеты, а на эллиптическую орбиту, наклоненную по отношению к экватору на 58 градусов.
Роскосмос уже официально признал, что вывести на нужную орбиту спутник принципиально невозможно и его следует считать утраченным.
Имена конкретных виновников сбоя в Роскосмосе пока не называют, но обещают применить к виновным в некорректном составлении программы управления «Экспресс АМ-4» «кадровые меры». «С нами эти люди работать, конечно, не будут», — уточнил Давыдов.
Аналогичное разбирательство сейчас ведется вокруг грузового корабля «Прогресс», который через 325 секунд после запуска рухнул на Алтай 24 августа. Но некоторые предварительные выводы уже сделаны. По словам Анатолия Давыдова, корабль вместе с третьей ступенью ракеты-носителя «Союз-У» упал из-за неправильно сработавшего газогенератора. Это устройство, сжигая топливо вне основной камеры сгорания, создает поток газов, который раскручивает турбину, установленную на одном валу с насосами подачи в двигатель топлива и окислителя. Не набравшая обороты турбина не обеспечила двигатель нормальным притоком горючего, после чего он уже не смог развить должную мощность.
Погубивший «Прогресс» газогенератор изготовлен на Воронежском механическом заводе, и специальная комиссия сейчас пытается выяснить, что же именно привело к дефекту. Примечательно, что, говоря о возможных санкциях, Давыдов исключил выплату предприятием компенсации. По словам замглавы Роскосмоса, этот завод физически не в состоянии оплатить потерю космического корабля.
При этом разговоры о системном кризисе отечественной космонавтики в профильном ведомстве считают необоснованными. Кадровые и финансовые вопросы стоят перед отраслью довольно остро, есть необходимость в дополнительных мерах по контролю качества, но о невозможности нормальной работы говорить не стоит, заявил Анатолий Давыдов.
Для предотвращения дальнейших аварий предлагается, во-первых, создать центральную экспериментальную базу Роскосмоса для проведения всех проверок в одном месте. Во-вторых, формируются специализированные рабочие группы для отслеживания производства космического аппарата на всех стадиях. И в-третьих, программу ГЛОНАСС, например, будут реализовывать в рамках государственного оборонного заказа, с обязательным участием военной комиссии. Тем самым в Роскосмосе, руководитель которого Владимир Поповкин — выходец из Минобороны, рассчитывают повысить и уровень контроля, и ответственность занятых в проекте руководителей.
Доказывая, что речь не идет о системном кризисе, Анатолий Давыдов поведал о перспективных планах Роскосмоса. Они включают создание и запуск спутников с астрономическими приборами (первым стал недавно отправленный на орбиту «Радиоастрон») и межпланетных аппаратов — таких, как готовящийся к запуску в ноябре «Фобос-грунт». Помимо сугубо научных аппаратов Россия не отказывается и от проектов «общего назначения» — нового пилотируемого корабля массой до 20 тонн и ракеты-носителя «Ангара», способной вывести груз такой массы на орбиту. «Ангару» уже после 2015 года планируется запускать с нового космодрома на Дальнем Востоке, а после 2018 года начнутся полеты пилотируемых кораблей нового поколения.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Юрий Караш считает, что такие проекты вряд ли позволят преодолеть застой, который наблюдается в последние годы. «Та же «Ангара» — о ней слышно лет десять. Новый пилотируемый корабль — а куда на нем летать? Околоземный космос себя исчерпал, осваивать его лишь ради того, чтобы кто-то из депутатов или чиновников мог называть Россию великой космической державой, смысла нет. В застое, который олицетворяет околоземная космонавтика, нет никакого величия», — заявил «МН» Караш. По его мнению, позвать в космонавтику лучшие мозги и руки страны могут только перспективные экспедиции, например к Марсу. Однако, как признал Анатолий Давыдов, такие долговременные и пафосные проекты, как создание базы на Луне и полет на Марс, в силу очевидных причин пока пребывают в стадии разработки технологий.
Падения, а не катастрофа
Руководители Роскосмоса отрицают наличие кризиса в отрасли
Наверх