7284
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
7717
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
4601
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
1953
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
3119
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
2804
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2184
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1689
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
4259
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
3919
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
2954
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
3405
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
2509
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2120
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
1917
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
1891
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
1850
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1674
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1670
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
2150
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
1934
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
1665
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1514
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2161
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2062
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1706
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1716
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
1801
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
1775
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1694
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
1751
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
2619
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2046
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2012
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
1816
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

«Это будет школа с другими принципами» (полная версия)

О том, почему в ходе реформы столичного образования должны особо учитываться интересы заведений для одаренных детей, рассказывает замдиректора московской школы «Интеллектуал» Андрей Белинский

Фото автора

Школа «Интеллектуал» была создана по инициативе правительства Москвы в 2002году. Ее отцом-основателем и первым директором был историк Евгений Маркелов. В прошлом сентябре его не стало. Психолог Белинский пришел в «Интеллектуал» вместе с Маркеловым, школа развивалась на его глазах и при его участии.

 

Чтобы стать одним из 250 учеников «Интеллектуала», надо пройти трехступенчатую систему приема. Это понятно: одаренность – дело штучное, одаренных много не бывает. Как и все малокомплектные школы, «Интеллектуал» должен будет «дорасти» до стандарта (минимум 500 человек). Перемены коснутся и дополнительного образования – кружков и секций, которые работают в школе. Схема их финансирования изменится: если сегодня педагогу оплачивают часы, затраченные на преподавание, то в дальнейшем платить будут «за голову» каждого ребенка, приходящего в кружок или в секцию. Если коротко, это означает, что школа сможет вести только те кружки, в которых будет не меньше 20 человек. На «штучных» занятиях со «штучными» детьми можно будет поставить крест. «Один из наших математиков 20 лет ведет авторский кружок, в котором не бывает больше 15 детей. Посчитали и выяснили, что из этого кружка вышло человек сорок докторов физико-математических наук», - говорит Белинский.

 

- Укрупнение – это хорошо или плохо? 

- Одна из идей реформы образования – объединение школ в большие конгломераты, присоединение слабых к сильным. Если брать среднюю часть школ, присоединение «упавших» к более сильным – это благо. Но это не предусматривает «краев», а мы – «края»: авторские школы, школы с ярким специфическим лицом. Как и у всех малокомплектных школ, стоит вопрос о дальнейшем нашем существовании. Этот учебный год мы переживем. На будущее у нас есть программа развития, которая позволит нам охватить гораздо большее количество одаренных и мотивированных детей.

 

- Что значит – школа для одаренных детей? Кого вы учите?

- Мы для себя сформулировали свою миссию так: мы готовим детей для работы в российской науке. Если человек хочет этим заниматься, то должны быть специальные школы или система кружков, секций.

 

В психологии не сформулировано, что такое общая интеллектуальная одаренность. Я для себя принял такую гипотезу: это некоторый мультипликативный фактор, состоящий из «могу» и «хочу». У ребенка есть способности, связанные с интеллектом, креативность, фантазия - это некая заданность. Но есть вещи, с которыми можно работать и которые можно развивать: обучаемость,  память, внимание, способность усваивать и анализировать информацию. У кого-то фактор «могу» высок, но если замечательное «могу» умножить на «не хочу», то в итоге получаешь ноль.

 

С кем наша школа пытается работать? С теми, у кого оптимальное сочетание «могу» и «хочу»: очень хорошие способности плюс желание и потенция к саморазвитию, к самореализации. «Хочу» может мотивироваться по-разному: желанием успеха, желанием доказать миру, какой я замечательный. У нас много детей с высокой познавательной мотивацией – им просто интересно, как что устроено. С мотивацией на творчество: я хочу, чтобы моя картинка-задача-работа была интересной. У разных детей разные мотивы, и задача школы - помочь им развиться.

 

У нас в школе плохо относятся к слову «элита», но реально мы заняты элитарным образованием. Оно демократично по форме отбора, нам безразлично, из какой социальной среды сюда попал ребенок. Понятно, что среда дает о себе знать. Все-таки процентов 40-50 детей – это дети ученых, инженеров, журналистов, программистов, учителей, есть дети более образованного социального слоя и процентов 15-20 детей, которые первыми в своей семье занимаются умственной деятельностью. Таких детей надо поддерживать, иногда у них чуть-чуть меньше способностей, но желания с избытком. Они как губка пытаются взять все, что им дают.

 

 

Эффективное образование

За год десять ребят из «Интеллектуала» становятся победителями и призерами всероссийских олимпиад, примерно 150 побеждают на городских. На открытой олимпиаде «Ломоносовский турнир» из 200 участвующих от «Интеллектуала» детей 200 стали победителями. В прошлом году выпускники 11-го класса поступали на биофак, химфак, психфак, мехмат и ВМК (МГУ), в Физтех, в Бауманский, в МГИМО, в ВШЭ, в медицинские вузы и т.д. Большинство поступили через олимпиады городского и всероссийского уровня.

 

 

- Ваша система образования отличается от обычной?

- Мы работаем по программе, которая называется «Обучение по индивидуальным учебным планам». Простая вещь: каждый предмет с 6-го класса делится на углубленные и базовые группы. Обучение в базовых группах соответствует, скажем, хорошему стандарту обычной школы. Обучение в углубленных группах выходит за эти рамки. 

 

Мы школа, которая учит много. Пока, к счастью, бесплатно. Для нас это принципиально. Мы можем позволить себе перейти на экономические отношения в рамках нашего дополнительного образования, но основное должно быть бесплатным. Иначе нам не сохранить школу, потому что многие учителя просто уйдут (ведь школа для них - не только и не столько способ зарабатывать деньги). И это будет другая школа, с другими принципами.

 

Мне-то в 50 лет почти ничего не страшно. Я достаточно хороший психолог-консультант, в том числе по корпоративным конфликтам и по детским способностям, и хороший репетитор. Я не пропаду. Но у нас есть молодые ребята, которым интересно работать с детьми. У нас 34 кандидата наук, а в самом начале их было девять. Это пришедший молодняк защищается, 20 с лишним человек – математиков, биологов, физиков, химиков. Мы самая молодая и самая «мужская» школа, у нас  самый молодой директор мужчина.

 

- Какие все же у вас перспективы? 

- Школа планирует расширяться и в области основного, и в области дополнительного образования, но на это нам нужно два-три года. Мы хотели бы развиваться, наверное, как комплексный центр допобразования, работающий с одаренными детьми, плюс школа. Когда у нас будет лабораторный комплекс, ребенок, который здесь не учится, сможет выполнять здесь работу под руководством наших педагогов. Мы понимаем, как это развить, у нас есть опыт.

 

Так, мы проводим две большие конференции, в которых участвуют по 350-400 детей, в апреле – Маркеловские чтения, гуманитарные, на которые съезжаются 200-250 участников со всех краев нашей родины. Мы можем работать с талантливыми детьми в регионах.

 

Мы можем сейчас развиться и стать большим центром, потенциал у нас есть, а можем остаться тем, что есть, маленькой сильной школой. Но без государственной и общественной поддержки школа может потерять кадры.

 

- Много таких школ в Москве? Для них существуют отдельные условия, отдельные нормативы?

- Отдельных условий для таких школ, как наша, нет. Сколько их – может быть, полторы сотни, то есть десять процентов от всех московских школ. А совсем ярких – не более пятидесяти. Подобным школам надо предъявлять повышенные требования по качеству образования, но и дать им, во-первых, право отбора учащихся. Сейчас проводимые сильными школами конкурсы, тестирования, собеседования и отборы, по сути, незаконны. Второе – нужно дать им право самостоятельно регулировать учебные планы и нагрузку на детей, потому что сейчас приходится обходить нормы СЭС. Зачем это нужно? Чтобы ребенок, который хочет учиться больше и интенсивнее, мог бы сделать это в той же школе, а не бегать по кружкам в разных концах Москвы. У нас дети занимаются много. В старших классах нагрузка на 5-7 часов выше стандартной. Большинство детей и родителей это устраивает. Третье: таким школам, как наша, нужна несколько иная система аттестация кадров, отличная от стандартных школ. При этом требования к результату деятельности школ должны быть принципиально более жесткие, но не к процессу, а к результату.

 

Обучение ребенка у нас стоит в четыре раза дороже, чем в обычной школе. Хорошее образование – вещь дорогая. Одна из претензий части чиновников и обывателей к нам заключается именно в этом. Ведь в стране нет заказа - подготовить специально обученных умных детей. Его никто не формулировал. 

 

Нам четыре раза объясняли, как мы можем заработать деньги в целях самофинансирования, – находить дополнительные деньги, оказывая дополнительные услуги. Простите, но мы знаем, как заработать деньги, просто мы в данное время и в данном месте заняты не тем.