Автор макета новых «Московских новостей», известный дизайнер Марио Гарсиа в интервью арт-директору РИА Новости Илье Рудерману рассуждает о том, какой должна быть печатная пресса в XXI веке.
— Вы много где поработали. Какие впечатления от России?
— Нужно понимать мою историю: я оставил Кубу, будучи ребенком, когда Советы пришли на Кубу. Моей семье пришлось исчезнуть. Когда я рос, то постоянно слышал: русские пришли в страну, чтобы ее колонизировать, что «они заберут твою страну». А на Кубе из русских мы видели только военных. Большие, мясистые блондины с «пушками». Нам казалось, что они ужасные люди. Как американцы для иракцев. «Почему все эти русские, которые так на нас не похожи, находятся здесь? Они не говорят по-испански, мы не говорим по-русски, но они повсюду», — таким было мое восприятие в девятилетнем возрасте.
Прошли годы, я живу в Америке и неожиданно для себя решаю делать русскую газету. Интересно, что сказал бы мой отец. Он уже давно умер, но я часто думаю об этом. Но теперь это новая Россия, и для меня есть глубокий смысл делать русскую газету. К 63 годам я прошел путь от того, что ребенком видел в русском врага, и нынешнего понимания произошедших здесь огромных перемен. Мы бы с вами никогда не встретились, если бы мир не изменился. Но беда в том, что Куба осталась в прошлом. Вы ушли от коммунизма, а люди Кастро в нем застряли. Там нет ни свободы, ни Интернета.
Поэтому для меня это не просто газета. Я считаю, что она должна отражать новую Россию, новое поколение, которое я вижу на улицах. И чтобы она говорила: у печатных СМИ есть будущее.
— То есть печатная пресса не умерла…
— Печатная пресса вечна!
— А вы сами читаете газеты?
— Да. Читаю USA Today, The International Herald Tribune. Даже когда я путешествую, я отыщу эти две газеты. Если я дома, то почитаю New York Times, The City newspaper и Miami Herald. В онлайне я читаю ежедневно пять изданий: El Pais (Мадрид), La Nation (Буэнос-Айрес), Le Monde (Париж), Telegraph и Guardian (Лондон).
— Какие ожидания у вас от будущих «Московских новостей»?
— У меня ощущение, что они могут стать очень современной, даже революционной газетой. Но контент должен соответствовать актуальности дизайна. Вот меня на днях спросили: «Первая полоса Guardian достаточно консервативна, но все говорят, что это современная газета». А я говорю: «Знаете почему? Из-за контента. Потому что у них на первой полосе будет история про Twitter и людей, которые поженились благодаря Facebook». Консервативно мыслящий редактор скажет, что этой истории самое место в рубрике для женщин, а первая полоса — для политики. В современной газете истории делают ее современной, не только отличная верстка. А у Guardian полно хороших историй.
— Как вам кажется, изменятся ли газеты в ближайшем будущем? У нас есть новые способы получения фотографий, например, Flickr. Мы по-новому читаем: микроблоги, короткие сообщения. У газет же такое же мышление, как и десять лет назад. Дизайн немножко поменялся, но тексты все те же. Длинные, поучительные — старая школа. Фотографии тоже мало изменились.
— Прежде всего меняется определение новостей. Вот пример кризиса на Ближнем Востоке: Facebook и Twitter здесь главные герои. Люди оставляют твиты: «Здесь взорвалась бомба», «Кто-то кинул гранату, теперь люди кричат». Минута за минутой. Как может газета, которая выйдет завтра, с этим сравниться? Я думаю, что люди, которые пойдут за газетами и даже за таблоидами, пойдут за размышлениями.
Поэтому у современных СМИ четыре платформы: мобильный телефон, онлайн, печатное издание и планшеты. Первые две для экстренных сообщений: кто-то забил гол? упал самолет? Через 20 минут онлайн расширит сообщение про самолет до 20 строк. Когда завтра выйдет газета — 16 часов спустя — нельзя выходить с заголовком «Упал самолет. 200 погибших», это и так уже все знают. Нужно начинать с заголовка «Отвалилось крыло», потому что все знают, что за крыло и что за самолет. А в планшетной версии вы покажете видео.
Пресса выживет, даже если в будущем будет печататься, скажем, не ежедневно, а в выходные. Потому что в выходные вы «снимаете ботинки», расслабляетесь и читаете. Газета займет место книги. И газетчикам стоит понять, что они не новостники, а рассказчики.
— На одной конференции вы рассказывали, что десять лет назад ждали, когда кто-нибудь изобретет электронную книгу. Потом появились планшеты, которые примерно так и работают. Как вам кажется, какая будет следующая ступень эволюции, вне зависимости от того, кто на нее шагнет — Apple или кто-нибудь еще?
— Когда я преподавал в Сиракузском университете в Нью-Йорке, среди моих коллег были профессора, которые любили иметь все последние достижения техники в своем кабинете. Я же считал, что мы не можем догонять технологии, нужно научиться рассказывать историю. Хорошая история — это хорошая история. Необязательно сидеть в аудитории с последним Ipad, чтобы обучать студентов. Базовые принципы, делающие хорошую историю, хорошую фотографию, графику, они не изменились. Просто теперь мы пользуемся иными технологиями.
Сейчас все больше говорят о том, что скоро можно будет читать новости со «стен» — в любой момент на больших дисплеях будут показывать все новую информацию. «Бомбардировка» информацией станет только хуже, хотя, с другой стороны, и лучше. Вы будете получать такое количество информации, что это станет настоящим испытанием для редакторов — как развлекать публику, чем ее соблазнить, когда информация повсюду.
Я спрашиваю себя: сколько информации предел? Я бегаю 45 минут в день и решил не брать с собой телефон на пробежки. Потому что я не хочу ничего знать. Каждому нужен по крайней мере час в день, чтобы отключиться.
Есть такой автор замечательной книги «Гамлет и Блэкбери», мой друг Вильям Пауэрс. Я все время о нем рассказываю, потому что эта книга как раз о том, как отключаться. Он говорит, что вся прелесть бумаги в том, что именно с ней ты отключаешься, нет никаких «бипов». Если же я читаю с Ipad, он запрограммирован так, что «бипнет», если упадет самолет.
— Проект, с которым неразрывно связано ваше имя и которым вы по праву гордитесь, — редизайн немецкой газеты Die Zeit. Что для вас было самым интересным в этом проекте?
— Это была классическая газета для интеллектуалов. Но читали ее только профессура и студенты. Профессора просто заставляли студентов читать оттуда статьи. Как только они выпускались из университета, они забрасывали это чтение. Это был такой тяжелый блок, хотя очень хорошие материалы. Для меня задача заключалась в том, чтобы, не убирая замечательный интеллектуальный контент, сделать ее более привлекательной для глаз. Нужно было «одеть» интеллектуальную газету в такое модное платье, чтобы молодежь ее увидела и захотела. Но это было непросто, потому что многие люди в этой индустрии считают, что умный контент должен выглядеть скучно. А это не так.
Кстати, в Die Zeit не было арт-директора. Были верстальщики — такие немецкие систематичные верстальщики. И тут появляется арт-директор. Если в номере «шапка», например, про то, что происходит с мировыми реками, экологией, необходимо это визуализировать, ведь читателя первым делом зацепит именно иллюстрация состояния экологии, скажем, Амазонки. Для этого требуется арт-директор, фоторедактор. А у них не было никого, кто отвечал бы за визуализацию. Моей задачей было наладить этот процесс. Теперь я очень горжусь этой газетой — смотрю на нее и улыбаюсь.
Всю информацию мы пропускаем через глаза. Вот вы зайдете в бар — возможно, там сидит интереснейший человек, но вы об этом не узнаете, ведь первое впечатление будет у вас от его внешнего вида. Таким же образом обстоят дела с журналами, газетами и даже телешоу. Первые десять секунд — самые важные. Заходите ли вы в бар или просто видите журнал на столе — вы не пускаетесь в глубину, она приходит позже. Сначала вы должны меня соблазнить своим видом. И у вас нет и 45 секунд, чтобы соблазнить меня. Есть только десять секунд. В 1980-х годах мы провели исследование и обнаружили, что среднестатистический читатель тратит около 30 секунд, чтобы оглядеть обложку газеты или журнала и решить — берет или нет. В исследовании от 2007 года это уже было десять секунд. Нетерпеливое такое, знаете ли, общество. Слишком много entertainment. Посмотрите на все гаджеты на нашем столе — ну и будете вы тратить 40 секунд на изучение обложки журнала?
МН-формат
Главный редактор MN.RU Павел Сухов — о различных форматах издания:
Наше издание будет доступно в четырех форматах – помимо бумаги, это www-версия, PDA-версия и iPad-приложение. Мы осознаем, что большая часть аудиторных ожиданий связана именно с возрождением печатной газеты под легендарным названием, и для многих людей газета будет основным каналом получения наших публикаций. В то же время другую часть аудитории только предстоит завоевать, поскольку бренда «МН» в Интернете фактически не существует.
Сайт MN.RU предлагает посетителям всю палитру жанров из газеты. За счет гибкости платформы тексты могут быть больше по объему и сопровождаться мультимедийным контентом – фоторепортажи, видеоролики, инфографика, интерактивность. Поток публикаций, созданных специально для сайта, будет организован как регулярно обновляемые тематические блогов по темам общественной значимости. Таких блогов мы отрываем два десятка.
В приложении для планшета iPad пользователь найдет лучшие материалы, которые выходят в газете и на нашем веб-сайте. Для удобства восприятия мы разбили наши публикации на четыре «потока»: главные анонсы - то, что сейчас считаем самым важным и интересным; статьи из свежего номера газеты; мнения — регулярные колонки известных авторов и записи в тематических блогах; мультимедиа.