Человек-губка
От рождения я хорошо чувствую атмосферу, я такой человек-губка, который впитывает людей. За счет этого мне удается создавать праздники для конкретных людей. Гости всегда разные, и нужно сделать так, чтобы они пришли и им понравилось, нужно быстро понять, что это за люди и чего они хотят. Я прихожу на праздник и через полчаса я их друг: думаю как они, шучу как они, разговариваю как они. Как-то мы выступали со спектаклем в подростковой колонии (по образованию я театральный режиссер), прошло три часа — и я начал ловить себя на том, что переманиваю их повадки. Для профессии это достоинство. Например, приходит компания строителей и просит корпоратив. И там собираются работяги, для которых лучший юмор — это что-то ниже пояса. И я перехожу на их язык. В другой раз приходят менеджеры нефтяной компании, а там совсем другой мир. Он для меня чужой какое-то время, а потом я перестраиваюсь. Но у человека-губки есть минус, минус в моей собственной жизни. Я очень часто плохо ориентируюсь в том, чего я хочу в жизни, я завидую целеустремленности.
Тамада
Я учился в театральном институте, были тяжелые 90-е. Заработка никакого, стипендии не хватало, нужно было хоть как-то жить. Друзья попросили провести праздник. Потом выяснилось, что это идет. Я не люблю себя называть тамадой. У нас отложился стереотип, что тамада — это клоун. Но это штамп. В свое время у меня даже был логотип – клоун, перечеркнутый дорожным знаком. На самом деле тамада на традиционной кавказской свадьбе — это человек совсем не для развлечений. Это тот, кто предоставляет тосты и сам говорит очень долгие речи. У вас уже рука онемела, а он все еще говорит.
Шутки
Шутки приходят по ходу свадьбы. Особенность моего ведения заключается не в том, что я стараюсь себя проявить, а в том, чтобы подтолкнуть людей к тому, чтобы они шутили. Я всегда очень внимательно слушаю. Они что-то сказали, а я раз — и поддержал их. И через 10–15 минут они начинают между собой шутить. Я не тащу компанию, а растворяюсь в ней. То одного поддержу с шутками, то второго, то третьего. Моя основная задача создать атмосферу непринужденного общения. А самое сложное — это когда люди только-только собрались. У них есть чувство неловкости. И вот его надо сломать. Конечно, в голове есть какой-то заготовленный мусор, но самое главное — импровизация.
Пошлость
Никогда не спекулирую пошлыми конкурсами, как это бывает на свадьбах. Но в то же время я считаю, что налет эротизма должен присутствовать. Иначе теряется какая-то изюминка. У меня были клиенты, которые говорили: «Только нам вообще без этого». Но я приходил и видел, что люди этого ждут. Я понимаю, что доля этой интимности нужна. Взаимоотношения полов — такая отправная точка, которая всегда и везде работает, дергает за ниточки. Люди ждут некой щекотливости. Просто не надо это ставить во главу угла.
Теща
Про тещу шутят смелее. Просто потому, что про свекровь очень сложно шутить. Мальчики более обидчивы, чем девочки. Когда шутишь на тему мамы мужчины, то можно за это получить в той или иной форме. У меня в программе нет шуток про тещу, тестя, свекровь и свекра. Я считаю, что родители — это святое.
Табу
Прописная истина: нельзя задевать политические темы. Национальный вопрос надо обходить стороной — это всегда скользко. Я это пресекаю сразу. Вообще лучше соблюдать умеренность во всем.
Бендер
Это основной эксплуатируемый персонаж. Меня еще в школе почему-то стали звать Бендером. Никогда не понимал почему: великим комбинатором я не был, миллион заработать не мечтал. Я носил очки и вообще не был на него похож. Уже после института как-то увидел штиблеты и просто вцепился в них. А потом надел кепку, смотрю на себя в зеркало и удивляюсь. И сразу легкость в ногах какая-то образовалась. Такой образ позволяет шутить и отличаться от гостей, которые приходят в костюмах и смокингах. А здесь человека видно сразу. Мне кажется, это хороший тон, когда у ведущего есть какой-то образ. С другой стороны, за него часто прячут бездарность. Надел костюм Джека Воробья — и ты вроде как уже актер. А ведь актер — это глаза, это умение выдержать паузу.
Самодеятельность
Я не терплю самодеятельности. Есть такая аббревиатура, которая для меня как ругательство, — НХС, номер художественной самодеятельности. То, что сделано профессионально, вот это вызывает восхищение. Конечно, Михаил Жванецкий — потому что это ум.
Драки
Хорошо, когда торжество обходится без жертв. Сейчас драк на свадьбах нет. Но, правда, бывают заигравшиеся большие мальчики, которые начинают глупить и натягивать на себя одеяло. Приходится прибегать к помощи родственников.
После свадьбы он ждал меня на улице со словами «я его урою»
На моей памяти была одна драка. Это было связано с невнимательностью организаторов. На свадьбе был человек много раз сидевший. Меня не предупредили. Это подводный камень, о котором лучше знать заранее. Мы шутили, но у них свои понятия. Он изрядно выпил и раздухарился. Выяснилось, что ему, оказывается, и пить нельзя было, а соседи активно подливали. Ну, в общем, мы все потом и получили. Его увезла милиция. Но жил он недалеко, поэтому вернулся. Пришел по пояс голый и с ножом в руке. Потом его еще раз увезли. А свадьба продолжилась.
Была еще свадьба в Алтуфьеве, с которой мне пришлось убегать через задний ход. Для того чтобы хорошо провести мероприятие, я начинаю подтягивать женщин, привлекать их к конкурсам. Они начинают мне симпатизировать и заигрывать. А в мужчинах сидит психология самца, который злится, когда видит, что другой самец нагло перетаскивает на себя внимание. И часто они идут на конфликтную ситуацию. Я знаю, как это разрулить, но бывали моменты, когда мужчины просто заходились в злобе. И вот была свадьба, после окончания которой один такой просто ждал меня на улице со словами «я его урою». Причем не было понятно за что: его жена даже не была задействована в конкурсах.
Проколы
Я запретил себе выпивать с гостями. Нужно держать дистанцию. Был у меня прокол еще в студенческие годы. На свадьбе попался какой-то волосатый байкер. «Да ты что, с нами не выпьешь что ли?» — сказал он мне и налил худому голодному студенту полстакана водки. Свадьбу я провалил, конечно, после этой дозы меня надо было уже собирать в тряпочку. Нет, ту свадьбу я довел до конца, но много напортачил. Я подбросил виноградинку, хотел ртом поймать, а она улетела и упала в декольте невесты. Хорошо, что это были мои знакомые, и они простили мне эту шалость. Но с тех пор я не позволяю собой рулить. И никогда не выпиваю, даже бокал шампанского. Я именно тот человек, который должен рассказать гостям завтра, как все было.
Где этому учат
Можно окончить курсы. Я знаю, что при агентствах есть такие. Набирают людей, учат вести праздник. Но, к сожалению, этому не научишь. К этому нужна склонность. Можно научить схеме: сначала люди приходят, садятся, шутят, разговаривают, потом ты устраиваешь какие-то короткие конкурсы, потом подлиннее, потом беготню в мешках. Но не это ценно в ведущем. Ценно, когда ведущий умеет создавать атмосферу праздника для людей. Этому научить невозможно, это либо есть, либо нет.
В этой профессии есть какая-то унизительность. Она не мужская
Цена
Градация очень странная. Я как тамада беру 25 тыс. руб. за вечер. У меня есть знакомый, который работает без образа, но вот он сказал: а я стою 50. И люди платят. И его берут чаще, чем меня. Просто за то, что он стоит 50. Это Москва, которая ведется на все то, что дороже, считая, что это лучше. Хотя он ничего сверхъестественного не делает, ничего такого, чего бы я не смог.
Причастность
В этой профессии есть какая-то унизительность. Она не мужская. Вот женщину спрашивают: «Кто у тебя муж?» А она отвечает: «Мой муж строитель» или «Бизнесмен». Или кто? Тамада? В этом есть что-то очень непостоянное. И меня это задевает.
Я пять или шесть раз собирался бросить. Но меня, к моему удивлению, отговорил батюшка. Я водил дочку в приходскую школу. Как раз провел очередную свадьбу, постарался, знал, что это моя финалка. Прямо на свадьбе объявил, что вот мое последнее выступление в этой роли. А потом прихожу к батюшке и говорю, что у меня дилемма: с одной стороны, дело денежное, а с другой — чувствую какое-то унижение. Я устал, все равно это пьяные люди, все равно это постоянное подстраивание, чтобы угодить. А он мне ответил: «Понимаешь, ты к этому можешь по-разному относиться, но ты даришь радость людям. Они будут этот момент вспоминать всю жизнь, видео с этой свадьбы пересмотрят на юбилее через 50 лет. Поэтому бросить ты можешь, ну а стоит ли?»
И я вернулся. Бывает, что я у одних проведу свадьбу, а через два-три года — у их друзей. И они приходят на свадьбу, а я вижу, что у них уже дети бегают. Я чувствую причастность к чему-то великому.