18590
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
21498
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
11319
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3588
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
7284
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6291
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3817
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2818
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
11028
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8898
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6973
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7421
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4967
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3831
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2988
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2918
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3803
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2721
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2733
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4165
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3611
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2593
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2218
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4118
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4107
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2717
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2769
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3168
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2965
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2811
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2987
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5321
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3868
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3538
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2978
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
12:00 04/04/2014 Ангелина Хазан 0 203

«Я посланник комедии будущего»

Все материалы сюжета Юмор.МН

Стендап-комик Коля Куликов о пользе стресса на сцене, 10 тыс. часов практики и шутках на «Первом канале»

Из личного архива Коли Куликова

— Как вы себя идентифицируете? Правильно ли я понимаю, когда вы выступаете один — это стендап, а когда раньше делили сцену с парнями из No Brain Theatre — это было импров-камеди?

— С этим большая проблема. Например, в Великобритании все зоны поделены: большое количество трупп, комиков, и у всех разные жанры — стендап-комедия, импров-комедия, скетч-комедия. Там для того, чтобы преуспеть, нужно долго-долго рыть в своей области. А в России — непаханое поле и ничья земля. Мне интересно все, поэтому я скромно называю себя пионером новых территорий комедии в России. Потому что, по моим ощущениям, я первым в России занялся стендапом в таком европейско-американском ключе. Я покупал книжки, делал упражнения, смотрел очень много стендап в оригинале. Это по-детски прозвучит, но в России, пожалуй, ни у кого нет столько книжек о стендапе и «родных» DVD со стендапом, сколько у меня. Я все это смотрел, вгрызался, раскалывал стендап, чтобы понять, как же он устроен и как делать его хорошо и красиво. А вообще я посланник комедии будущего в настоящем: я представляю себе, какой будет комедийная сцена в России лет через 20, и живу, будто она уже есть.

— То, что будет у нас через 20 лет, это то, что есть сейчас в Великобритании, Ирландии, США?

— Я надеюсь, что это так. Если не опустится железный занавес, может быть, даже лет через десять.

Коля Куликов выпускник факультета журналистики МГУ (кафедра литературно-художественной критики), специалист по театру Мейерхольда. Благодаря этому после окончания МГУ легко устроился курьером. В каморке под лестницей начал писать киносценарии, среди них — «Шпион» (по книге Б. Акунина), «Легенда№ 17» и «Горько!» Семь лет назад начал рассказывать о своих проблемах незнакомым людям за деньги и так стал стендап-комиком. Разумеется, сын психиатра. С 2014 года — один из фронтменов стендап-шоу «Ленинградский Stand-Up Клуб». Премьера шоу состоится 20 апреля в 23:00 на канале СТС.

— Для простого человека, не разбирающегося в определениях, стендап – это когда один человек стоит на сцене, у него есть заготовки, но при этом он использует интерактив с публикой. Но в чем тогда разница между вами, стоящим на сцене, и стоящим на сцене Петросяном?

— В том-то и дело, что между мной и Петросяном нет никакой разницы. Но какая-то разница есть, конечно, — есть же разница между группой «Машина времени» и группой Placebo. Это где-то в ментальности, в духе, в атмосфере. Хотя внешне разницы никакой — человек выходит на сцену и говорит смешные вещи для своей аудитории. Просто аудитория Петросяна — это не моя аудитория, а я не их комик, так же как я не комик для аудитории Comedy Club. Они меня не считывают.

— У вас есть актерское образование?

— Нет. Я по специализации литературно-художественный критик.

— Можно ли прожить только на концерты?

— В России я не знаю ни одного человека, который живет только на концерты. Юмористы ведут мероприятия, свадьбы, корпоративы. Хотя во всем мире так. Рынок корпоративных развлечений — очень денежный. Но есть комики, которые принципиально не выступают на корпоративах. Род Гилберт  — потому что это болезненно, так как зрителям по большому счету плевать на тебя, они не к тебе пришли. А Эдди Иззард  сам себя ограничил: он не зарабатывает легких денег — только настоящий живой стендап.

Я несколько раз выступал на корпоративах. Когда публика была моложе 25 лет, было очень круто. Но иногда случались катастрофы. Например, однажды пригласили в Мадрид на корпоративный ужин большой корпорации. Горы, виноградники, лошади, огромный зал в настоящем замке. Приезжают 250 бизнес-мужиков в галстуках, начинают есть и пить. Не знаю, как они находили время свистеть нам, чтобы мы свалили со сцены. Весь гонорар ушел на психоаналитиков.

— Что такое стендап в России? Когда он появился?

— Многие считают, что стендап у нас начался с Райкина или со Жванецкого. Но это все равно что сказать, что рок начался с группы «Цветы». Мне кажется, что стендап в современном виде появился у нас совсем недавно — несколько лет назад, в разных концах России, но прежде всего в Москве. Разные ребята стали объединяться и проводить «открытые микрофоны». Парни приходят в какое-нибудь заведение и говорят: «Можно мы у вас выступим в воскресенье? Мы со зрителей денег не берем, вы с нас денег не берете, но все едят и пьют». И получается, что человек восемь выступает и еще человек десять в зале. И все вот так распространяется по сарафанному радио, даже сейчас. Если смотреть этот стендап на видео, он как-то не считывается, выходит не смешно. Но в зале — очень смешно, и стендап живет и растет по маленьким клубчикам. В Питере есть стендап-энтузиасты, в Воронеже, Нижнем Новгороде, других городах.

У меня история немного другая. В моем комьюнити у меня уже была слава смешного парня, и я смог на первый концерт собрать 70 человек, на второй 80, потом у меня были первые платные концерты. То есть в среднем раз в месяц я устраивал сольное шоу на час с небольшим. Многие говорят: «Наш стендап несмешной, он никакой, русского стендапа нет». Но так говорить неправильно, это же все равно что подойти к двухлетнему ребенку и кричать: «Ты тупица, ты не читал Достоевского! Как, ты еще не умеешь считать?» Надо дать время развиться. В прошлом году запустился проект «Центральный микрофон» на СТС, потом еще один проект на ТНТ. Люди по всей стране это смотрят, и даже если им не нравится сам продукт, они могут объединяться, чтобы сделать что-то свое, непохожее.

— Для большинства людей слово «стендап» ассоциируется с Comedy Club.

— Но это же неверно. В Comedy Club на сцену выходят два человека и веселеньким голосом объявляют: «Дорогие друзья, а сейчас для вас миниатюрка «Случай в бане»… И разыгрывают скетч. Или зачитывают по бумажке: «Десять причин купить «Ладу-Калину»!» Но это совсем другой жанр. В стендапе человек прежде всего говорит от себя. Хотя, конечно, есть стендап-комики, которые прячутся за персонажем, есть character comedy  — то, что делает Стив Куган или Роб Брайдон. Но они годами пестуют свой образ, у него появляется объем, новые грани. А в Comedy Club такой индустриально-обездушенный подход — каждую неделю вынь да положь новое шоу. Хотя, может быть, там сейчас что-то человечное появилось. Слепаков, конечно, хорош, но ведь и он не вчера начал писать эти суперпесни.

— Но разве они не пытались создать антураж, похожий на американский стендап?

— Так может казаться только людям, никогда не бывавшим в настоящих камеди-клабах. Это не похоже на то, что я видел в Штатах. Там относительно небольшое помещение, все сидят очень компактно, выходит ведущий, разогревает, потом выходит другой комик, фигачит десять минут свой материал, быстро уходит, выходит другой… А у нас этот клич: «Приветствуйте резидента…» — прожектора, рэпчина, девицы полуголые — такая дикарская манера встречать артиста как какого-то барина. Понятно, что это ТВ-продукт и это должно эффектно смотреться на экране, но ведь нужно заслужить, чтобы зрители сами захотели тебя так встречать. И это еще из КВН пошло — после каждой шутки врубать оглушительную музыку.

— Потому что в зале нет смеха?

— Мне кажется, многие шутки в КВН вызывают не смех, а аплодисменты. Ты думаешь: «Ах вот оно что! Это остроумно, я похлопаю».

— Павел Воля вроде бы больше соответствует параметрам западного стендапа.

— Так говорят люди, которые мало смотрели западный стендап. Павел Воля хорош тем, что у него потрясающий апломб, мощная подача, быстрая скорость. И есть в нем какая-то симпатичная наглость, на него приятно смотреть, когда он на сцене, он там на своем месте. Но есть же в сети его живые стендапы в ресторанах. На мой вкус, это пустовато. Уже по языку я чувствую, что у него неинтересное мышление. Он смотрит на мир скучно.

— А вы о чем говорите со зрителем?

— Мне кажется, что за шесть лет я прошел определенные стадии. Когда я только начинал, я в одной книжке вычитал: «Комедия — это правда и боль». Либо «комедия — это трагедия плюс время». Саймон Амстелл говорит, что еще плюс шутка. То есть какое-то неприятное событие, которое тебя свербит. Я беру его и начинаю рассматривать, поворачивать, выписывать. Потом я начинаю его структурно упаковывать, и получается шутка. То есть первично то, что меня беспокоит. Поэтому я сначала описывал вещи, связанные с детством, гестаповской школьной системой. И многие люди на это отзывались. Потом я перешел к теме отношений, было много секса, эроса, любовной тематики. Потом у меня появилась девушка, и я успокоился. И сейчас я стал приглядываться, прости Господи, к России. Я пытаюсь почувствовать, за какие вещи у меня что-то болит, из-за чего я волнуюсь. Даже какие-то простые вещи. Как жутко одеваются наши мужчины, как чудовищно они выглядят. И как одеваются российские женщины по сравнению с европейскими: как будто каждый день — это выданье, агрессивная такая сексуальность, какая-то «непростота», обязательно каблук. Или мне говорят: «О, тебе 33 года — возраст Христа!» Идиотская фраза, глупость, и я начинаю ее разбирать, появляется материал. То, что меня задевает, я выписываю.

И поэтому я не могу шутить про знаменитостей, про Лещенко, про футбол, про Джигурду, про всеобщие мишени. Мне эти люди неинтересны, у меня за них не болит душа. Поэтому, наверное, у меня на «Вечернем Урганте» не сложилось, потому что почти весь материал там посвящался каким-то известным личностям из полусвета. Типа музыкантам. А я про них ничего не мог придумать, ни одной шутки про Иосифа Пригожина. Потому что этот человек меня вообще не волнует. А про Pussy Riot мы не могли шутить, потому что это «Первый канал». То есть исключительно благодаря Ваниной изобретательности и головокружительной гибкости в какой-то шутке могли на секунду мелькнуть цветные балаклавы, но это максимум.

— Есть какие-то темы, которые вы принципиально никогда не будете затрагивать?

— Конечно, мне хочется говорить о принципиальных вещах, проникнуть туда, откуда растет жизнь. Но у меня часто не хватает сил, прозорливости или смекалки. И я просто хватаю накипь очень часто. Да, я могу говорить все что угодно. Но не хватает техники или ума и, возможно, смелости рубануться куда-то туда, где плавает самая большая рыба, где прямо дышать тяжело. Но когда я беру какую-то тему, я стараюсь говорить откровенно.

— Бывают у вас неудачные шоу, когда люди не смеются, сидят вялые?

—  Провальных шоу у нас не было. Бывает, одна игра-импровизация во время концерта не идет, но следующая идет. Зал — это наше отражение, проекция того, что в нас творится. Если мы способны быть свободными — зал смеется. Если не смеется, значит, мы что-то делаем не так. Но умеем быстро адаптироваться.

— Что нужно для того, чтобы стать стендап-комиком?

— Бывают художники-самородки, которых называют примитивным искусством. Но очень сложно быть художником или артистом без какой-то традиции, без школы, без постоянного раскачивания своего творческого аппарата. Нужно тренировать свою мышцу вдохновения, удивления, открытия новых идей. Но не это главное. Важно много писать, работать и репетировать. Я исписал стопку блокнотов себе по колено. И я уже четко понимаю, что количество переходит в качество. Есть гениальная книжка Talent is overrated («Талант переоценен»), в которой говорится, что нет такой вещи, как талант, есть только десять тысяч часов осознанной практики. Я недавно посчитал: я стендапом занимался 2800 часов. Это мало. Осталось два раза по столько же.

— Вы ориентируетесь на англоязычные образцы. Но этот стендаповский код универсален? Или в России жанр имеет свою специфику?

— Что касается фрейма, то речь может идти только о ритме и о структуре. Поскольку стендап — это род фольклора, то мы — это огромное количество «сказочников», рассказывающих свои галлюцинации. А у фольклорных сказок, как пишет товарищ Пропп, есть своя структура и набор элементов, которые просто бесконечно варьируются. И то, что я перенимаю из западных образцов, — это ритм и «музыка» стендапа, скорость метафор, панчлайнов, сжимание фразы. Конечно, есть специфика. Русский стендап пока очень многословен.

— Может ли тому быть причиной специфика самого русского языка? Известно, что английский язык гораздо более лаконичен.

— Да, возможно. Но опять же, если посмотреть на Бабеля — какая точеная фраза, какой рубленый текст. В своем рассказе «Гюи де Мопассан»  он писал: «Никакое железо не может войти в человеческое сердце так леденяще, как точка, поставленная вовремя». К сожалению, многим это не очевидно. Конечно, специфика у нас будет какая-то, у нас другие реалии. И американский стендап отличается от британского. Надо понимать, что стендапом в России пока занимаются люди молодые, не очень начитанные, не очень пожившие, не имеющие культуры работы со словом, выросшие в стране, которая расстреляла Бабеля, посадила Мандельштама и уморила Хармса. То есть люди, выросшие вне традиции работы со словом. Для них язык пока инструмент не очень привычный, не очень податливый, они большую часть текста написали в чатах и «ВКонтакте». Но язык сам учит тебя им пользоваться.

— Какие зрители вам более приятны — те, которые активно рвутся на сцену, или закомплексованные ребята, которые, выйдя на сцену, очень стесняются?

— Мне все нравятся. У нас однажды была пьяная женщина в зале, которая каждый раз рвалась выйти на сцену. Мы над ней постоянно шутили. Когда в зале есть всеобщая мишень, это тоже бывает весело.

— А насколько жестко вы можете обстебывать зрителей?

— Можем жестко. В этот момент включаются какие-то особые механизмы в душе и бывают удары очень сильные.

— Но если вы видите, что человек, над которым вы смеетесь, уже краснеет-белеет и в обморок скоро упадет от стеснения, но при этом он действительно смешной, вы продолжите «экзекуцию»?

— Состояние стресса на сцене человеку очень полезно. Мне кажется, что все проблемы и неловкости нужно тут же отмечать и нужно про них говорить. Когда, например, надо мной смеются, я очень хорошо к этому отношусь. Поэтому когда человек оказывается на всеобщем обозрении, я исхожу из того, что человеку это во благо и над ним можно и нужно смеяться. Если кто-то сильно, болезненно стесняется, он никогда не выйдет на сцену. Но раз уж вышел, моя задача – сделать при этом так, чтобы ему было комфортно и чтобы он меня не ненавидел. Когда я шучу про человека, я не унижаю его. Если ты будешь жестоким, зал от тебя тут же отвернется.

— Родители смотрят ваши выступления?

— Упаси Господи. Во-первых, они уже далеко не молодые люди, им 70. Папа до сих пор не представляет, чем я занимаюсь. Мама примерно знает, что я вроде как выступаю. Но мне кажется, они до конца не верят, что кто-то приходит на меня посмотреть, а тем более платит за это.