О вызове
Очень часто бизнес начинается не с таблиц, не с каких-то бизнес-планов, а с вызова. Так получилось и со мной. По образованию я экономист. К моменту написания дипломной работы уже был на руководящей должности в крупной компании. Сейчас это один из лидеров на автомобильном рынке. Около семи лет я отвечал там за рекламу и маркетинг. Но потом понял, что ничего больше в этой компании не могу изменить. И мне захотелось изменить свою жизнь. Захотелось чего-то большего.
Андрей Ковбасюк основатель и генеральный директор одной из первых компаний, занимающихся тимбилдингом в России
Появилась идея начать свой бизнес. Я открыл небольшое клиентоориентированное рекламное агентство. Почему я выбрал рекламу? Это то, что я знаю и умею. Мне нравилось помогать людям более эффективно тратить деньги — создавать качественные рекламные обращения.
Мы работали с несколькими клиентами из автомобильной отрасли, несколькими мебельными компаниями. Но лидерами рынка не были.
Однажды к нам обратился мой старый знакомый. Он работал с одной компанией, занимавшейся тимбилдингом, но там возникли сложности. Поэтому он пришел к нам и спросил, сможем ли мы сделать что-то подобное. От него мы узнали, что такое тренинги командообразования. Он задал вопрос: «Сможете сделать так же или лучше?» Это был самый настоящий вызов. И мы его приняли. Посовещались, подумали и ответили, что сможем. Собрали много инициативных людей (в основном это были друзья и знакомые) и попробовали сделать что-то сами. Так в результате и появилась компания Team Systems, которой я руковожу до сих пор. А было это десять лет назад.
О подмене понятий
Когда мы начинали заниматься тимбилдингом, он только появился в России. Мы были очень увлечены этой новой областью. Компания быстро росла, клиентов становилось все больше. Мы стали одним из крупнейших игроков на рынке. Постепенно ажиотаж спал, а запросы стали более разнообразными. Сегодня мы уже занимаемся не только тренингами командообразования, но и, например, организацией корпоративных мероприятий, которые могут быть очень разными: это и банкеты, и деловые конференции, и тематические вечеринки, и спортивные праздники компании, и выездные мероприятия для топов, и многое другое.
Интересные термины, используемые инструкторами
Башмачок инструктора — когда у вас промокает обувь и вы наматываете на ногу полиэтиленовый дождевик. В результате у вас получается непромокаемая обувь.
Поляна — место, где происходит основное действие мероприятия.
Ящик проджекта — небольшой сундучок или чемоданчик, в котором хранится все то, что может неожиданно пригодиться на проекте: начиная с канцелярии и заканчивая запасными призами для конкурсной программы. Каждый проджект формирует свой ящик сам, у опытных организаторов там можно найти все что угодно.
Маршрутка — маршрутный лист для команды, где указан определенный порядок прохождения блока испытаний.
Забивалочка — небольшая игра, которая позволяет инструктору поддержать настроение команды в паузах между испытаниями.
Биржа — стол с табличками упражнений, которые команды вытягивают, выбирая для себя следующее испытание.
Что самое интересное, многие клиенты запрашивают тимбилдинг, хотя, как потом выясняется, имеют в виду совсем другое. Дело в том, что настоящий тимбилдинг — это именно тренинги, направленные на сплочение коллектива. Команду объединяют в группы по 8–12 человек, с каждой из которых работает отдельный инструктор. Люди вместе выполняют специальные упражнения, построенные таким образом, чтобы с ними нельзя было справиться в одиночку. Участник на тренинге должен чувствовать необходимость в партнере, понять, что командная работа эффективнее индивидуальной.
Вот это и есть тимбилдинг. Но сейчас происходит подмена понятий. Под этим словом стали подразумевать любое корпоративное действие. Например, клиенты просто хотят, чтобы их развлекли или организовали для них конференцию. Это не имеет никакого отношения к тимбилдингу, но часто запрашивают именно его, а на самом деле хотят совсем другого. Я думаю, что эта тенденция со временем пройдет и люди научатся отличать командообразование от гала-ужинов и корпоративов.
О заказчиках и заказах
Как правило, клиенты появляются благодаря сайту или по рекомендациям. Если заказ несложный, менеджер, который общается с клиентом, может предложить ему какую-то готовую программу. Затем следуют переговоры. Что-то заказчику нравится, что-то он просит изменить.
Но чаще встречаются сложные заказы. Когда клиент не знает, чего он хочет, либо, напротив, очень хорошо это знает. Тогда приходится собирать рабочую группу. Мы проводим мозговой штурм, накидываем все подходящие клиенту идеи и начинаем их прорабатывать. Выполнение таких заказов — это тоже своего рода вызов.
Обычно острая потребность в тимбилдинге возникает, когда компания только появилась либо сформировался новый отдел или рабочая группа
Простых проектов не бывает, но иногда работать приходится в довольно нервной обстановке. Конечно, менеджеры всегда все планируют заранее, продумывают резервные сценарии, но изредка возникают непредвиденные ситуации или мелкие трудности, с которыми приходится справляться прямо на месте. Устраиваешь для клиентов регату, а ее приходится отменить из-за слишком сильного ветра. Срочно ищешь другое место, где погода позволяет осуществить задуманное. Или отправляешь клиентов плавать на теплоходе, а его не выпускают из порта, потому что на нем якобы слишком много пассажиров, хотя это не так. Необходимо срочно найти второй теплоход и программу, которая планировалась для одного судна, оперативно переделать для двух судов.
Так что трудностей в нашей работе хватает. Но когда проект заканчивается и тебя благодарит радостный клиент, чувствуешь себя счастливым. Именно в этот момент понимаешь, зачем ты работаешь.
Об особенностях тимбилдинга
Обычно острая потребность в тимбилдинге возникает, когда компания только появилась либо сформировался новый отдел или рабочая группа. Еще командообразование необходимо, если происходят события, которые очень беспокоят сотрудников. Например, во время слияний и поглощений. Атмосфера в коллективе напряженная, поэтому сотрудников необходимо вырвать из естественной офисной среды. Идеально, если тренинг проводится под открытым небом, хотя возможны и эффективны также аудиторные форматы.
Правда, в так называемом уличном командообразовании есть свой минус — это сезонность. В наших климатических условиях большинство таких мероприятий проводится с середины мая по конец сентября. У нас есть опыт проведения осенних и зимних тренингов. С помощью горячих напитков, костра, обогревателей удается создать вполне комфортные условия. Но клиенты все равно редко заказывают тимбилдинг в этот период. Хотя по своему опыту могу сказать, что в плохую погоду эффект от тренинга даже лучше. Когда холодно или идет дождь, люди начинают теплее друг к другу относиться. Это очень способствует сплочению команды.
Раньше самыми популярными днями для тимбилдинга были пятница и суббота. Если мероприятие выпадало на выходной день, нетрудно себе представить, в каком настроении приезжали сотрудники компаний-заказчиков. Вместо того чтобы проводить время со своими семьями, они вынуждены были ехать на тренинг. В результате люди пытались психологически подавить наших инструкторов, иногда даже напивались. Сейчас тенденция изменилась — для командообразования принято выбирать рабочий день. Это помогает настроить сотрудников на нужный лад, напомнить им, что они едут не развлекаться, а выполнять какие-то задачи. Особенной популярностью пользуется четверг.
В тимбилдинге работает много психологов и социологов. Среди них есть и те, кто всерьез занимается наукой
Что интересно, отношение к тимбилдингу у международных и российских компаний разное. Первые — стабильные заказчики. Они вкладывают деньги в персонал и проводят тренинги регулярно. А вот российские компании живут по каким-то другим законам. Создается ощущение, что когда на том или ином рынке денег становится больше, вот тогда представители этой отрасли начинают обращаться к нам. Например, был год финансовых учреждений. Приходило очень много банков, финансовых групп. Потом был год IT-компаний. Они просто выстреливали массово.
Об инструкторах
В тимбилдинге работает много психологов и социологов. Среди них есть и те, кто всерьез занимается наукой. Для них работа с группой — профессиональный интерес.
Чтобы заниматься командообразованием, нужно в первую очередь быть очень коммуникабельным и любить работать с людьми. Вопрос коммуникации вообще актуален для этой области.
Вспомнилась забавная история. Мы только начинали работать. У нас был закупщик (человек, который отвечает за приобретение всего необходимого для проведения тренингов). Ему дали список, в котором одним из пунктов значился «ламинат». Ну этот человек взял и привез рулон ламината для пола. А оказалось, что сотрудник, который составлял этот список, имел в виду расходные листы для ламинатора. Вот на тот момент у нас еще не очень хорошо была развита коммуникация.
Для желающих стать инструкторами и работать с группами у нас в Team Systems есть своя школа. Она работает с конца февраля по начало апреля, включает в себя как теорию, так и практику. Чаще всего приходит молодежь. Это связано с тем, что студенты активно «ищут себя», ищут разные сферы для применения своих способностей.
Чтобы поступить в нашу школу, не нужно обладать какими-то особыми знаниями и способностями. Достаточно пройти коммуникационное собеседование. Наши сотрудники общаются с желающими учиться, иногда даже по нескольку раз. Нам ведь нужны открытые люди с позитивным настроем, которые любят и хотят коммуницировать. И необходимо убедиться, что пришедший учиться человек соответствует этим критериям.
Раньше обучение было бесплатным, и тогда к нам приходило много людей, которые просто любят учиться. Они заканчивали школу и пропадали. А нам-то нужны те, кто потом останется и будет работать. Поэтому пришлось ввести небольшую плату. Состав учащихся сразу поменялся. Теперь люди относятся к этому более серьезно.
Тех, кто прошел обучение, мы ставим в группы вторыми инструкторами. Они оказываются в паре с опытными специалистами. Обычно одного-двух раз работы в паре достаточно, чтобы молодой инструктор набрался опыта. Когда мы понимаем, что человек готов, даем ему работать самостоятельно.
Где научиться тимбилдингу
(495) 663-91-13
Стоимость обучения — 4500 рублей