Что представляет собой игровая импровизация — объяснить непросто. Команда Freak Fall начинает занятие с разминки, задача которой — заставить участников расслабиться и перестать бояться говорить и делать то, что приходит им в голову. Потом проводятся разные импро-игры, а ближе к концу разыгрываются сценки и мини-импровизации. Во время разминки, например, с помощью простой процедуры по превращению существительного в прилагательное рождаются какие-то абсурдные словосочетания, вроде «апельсинового моржа» или «жирового костюма». Главное, быстро говорить первое приходящее в голову слово. Потом нужно попытаться объяснить, что же это такое.
После разминки вам предлагают, например, рассказать сказку. Все вместе придумывают название, потом кто-то начинает сочинять историю, а другой, по указанию ведущего, ее продолжает. И так — до момента, пока история логически не завершится. Главное — быть внимательным слушателем и продолжать, не придумывая заранее сюжетных ходов. Есть еще игра под названием «оракул», когда небольшой группе участников задают вопрос, и они делают «предсказание», произнося по очереди по одному слову, которое должно быть связано с предыдущим. В таких играх задаются довольно жесткие условия и правила.
В сценках все сложнее: задаются только место действия, персонажи или ситуация. Например, зрители или не занятые в сценке участники придумывают персонажей: хозяин склада и вор, обокравший этот склад. Два участника должны разыграть сценку, произнося по одной фразе, начинающейся с определенной буквы алфавита (с какой буквы начинать — решают заранее, а потом, последовательно проходят весь алфавит).
Как возникла импровизация
На Западе игровая импровизация существует довольно давно. В первой половине XX века некто Виола Сполин работала с детьми-иммигрантами, прививая им навыки жизни в США. Поскольку она интересовалась театром, то стала придумывать разные импровизационные упражнения. После чего и создала первый импро-театр, в котором играли самые обычные люди, без актерского образования. А чуть позже англичанин Кей Джонстон захотел превратить импровизационный театр в нечто зрелищное. Он придумал такой формат, как импро-бои, для которого создал огромное количество веселых соревновательных игр. В Канаде и сейчас каждый год проводятся такие бои между разными школами.
Для чего это нужно
Сегодня игровая импровизация активно используется в бизнесе. С ее помощью проводят мозговые штурмы и тим-билдинги. То есть это — действенный способ придумывать новые идеи, когда люди садятся вместе и разыгрывают различные ситуации. В России пока не проводят бизнес-тренинги, основанные на методе импровизации. В США же это очень распространено. Факультеты менеджмента Колумбийского университета, UCLA, MIT включили в учебный план курсы менеджмента, основанные на импровизации. В компаниях устраивают совместные тренинги: приходит актеры из импро-театра и работают вместе с консультантами по бизнесу; учат тому, как выворачиваться в неожиданных обстоятельствах.
Freak Fall придумала несколько тренингов, помогающих избавиться от комплексов и раскрыть творческие способности.
Также импровизация используется в психотерапии. Так, команда Freak Fall, изначально воспринимавшая импровизацию как развлекательный жанр, в дальнейшем придумала несколько тренингов, помогающих избавиться от комплексов и развивающих творческие способности. Сейчас команда проводят занятия в школах. Импровизация помогает уничтожить стереотипы («ботаника» и т.д.): когда человек импровизирует, у него нет времени раздумывать над тем, как его воспринимают окружающие. Главная же задача — сделать так, чтобы дети получали удовольствие от учебы, развивали творческие навыки.
Где этим можно заниматься в России
В России мало импро-команд и почти нет полноценных импровизационных театров. Московская команда No Brain Theatre раньше проводила занятия для желающих, но теперь устраивает только открытые репетиции, куда можно прийти и поучаствовать в играх. В Питере есть «Театр 05» и театр «Сразу». В школу «Театра 05» иногда идет набор. Основное место, где можно заниматься игровой импровизацией в Москве — это занятия, проводимые командой Freak Fall. Раньше у них был платный продолжительный курс, сейчас они проводят открытые занятия в разных антикафе, где платить нужно только за проведенное там время.
Идея проводить занятия по импровизации родилась у основателя будущей команды Freak Fall Владимира Аблогина после того, как он посетил курс по импровизации на режиссерском факультете ГИТИСа. Сейчас в команде девять человек. Кстати, к ней может присоединиться любой человек, которому это интересно. Владимир Аблогин также сейчас ведет курс импровизации в «Британской школе дизайна», которая первая в России заинтересовалась ей в качестве рабочей методики. Занятия проходят в рамках курса «дизайн-менеджмент». Это не только способ сплочения людей, но и метод создания и воплощения новых идей.

Лиза Белозерова, аспирантка кафедры «Сравнительной истории литератур» РГГУ. Посещала курс импровизации
Я стала заниматься импровизацией, потому что это эмоциональная психологическая встряска, которая так необходима, когда все время уходит лишь на работу и на интернет. Помимо того, что во время курса нам даются задания на дом (попробуйте пройти от метро до дома вприпрыжку или напишите письмо себе самому 40-летнему и 80-летнему), в процессе и после занятия ты анализируешь и узнаешь себя. Видишь, каким ты можешь быть, как ты реагируешь на поставленные обстоятельства, чего ты не можешь сделать, где нужно над собой поработать. На занятиях всегда свободная раскрепощенная атмосфера и дружеская веселая обстановка. За 2-3 часа ты можешь узнать около десятка человек так, как ты своих друзей за пару лет общения не раскрываешь. Мы живем в обществе и не пользуемся этими «человеческими ресурсами», наш круг общения ограничен близкими, однокурсниками, коллегами. В итоге, в процессе занятий у меня появилось много друзей, а в жизни — установка на максимальную открытость.
Также в разделе






