Рубрика: Общество

Анастасия Гулявина: «Важно верить в ценность того, что ты делаешь»

Организатор фестиваля «Душевный Bazar-2012» о том, что благотворительность — это не всегда дети с грустными глазами
18 декабря 15:57Александра Яковлева
В минувшие выходные парке «Сокольники» прошел фестиваль «Душевный Bazar-2012». Десятки Благотворительных фондов выставили на продажу сувениры, сделанные руками их подопечных, и заработали почти 3 миллиона рублей. Руководитель фестиваля Анастасия Гулявина рассказала о том, как найти инвестора для благотворительной акции, почему важно думать о людях, а не о деньгах и почему нельзя давить на жалость.

—  Как вы думаете, почему в России, в отличие от Европы, не развита традиция рождественских ярмарок и чем европейские ярмарки  отличаются от немногих наших?

— Ну, не все рождественские  ярмарки имеют благотворительный характер, но это не главное. Главное то, что в Европе всегда есть атмосфера чуда. В России, в частности, в Москве проблематично создать такую атмосферу, просто не всегда ставится такая цель. Когда мероприятие нацелено на гостя, а не на коммерческую выгоду, это более затратно во всех смыслах: нужно подумать о том, кто придет, что им интересно. Другими словами нужно чем-то жертвовать, прилагать лишние усилия. Например, прекрасно известно о  проблеме с доступностью пространства и помещений для инвалидов в России, в  Москве. В Сокольниках, где проходил «Душевный Bazar — 2012», есть пандусы, все проходило на одном этаже, но в туалет надо спускаться по крутой лестнице. В принципе, мы не обязаны что-то с этим делать, но если мы приглашаем гостей, то  должны обеспечить  комфорт всем, кто придет. Поэтому мы уделяем внимание тому, чтобы были пеленальные столики,  микроволновка для разогрева детского питания, туалет, доступный  для всех (а это все дополнительное время и затраты). В Европе все эти вещи всегда продуманы и когда мы начнем больше думать о людях здесь, в России,  и у нас начнет что-то меняться. 


Анастасия Гулявина, руководитель благотворительного фестиваля «Душевный Bazar»

— Изменилось ли, на ваш взгляд,  отношение к благотворительности в России в последние годы? 

— Людей, которые еще не вовлечены в благотворительность, я бы разделила на две категории: тех, кто хочет, но еще не знает, какие шаги делать и тех, у кого есть определенный барьер.  Такие мероприятия, как наше, первым помогают начать, попробовать. Те, у кого есть барьер недоверия,  приходят на интересный праздник и после него уже по-другому относятся к благотворительности в целом. Для них это тоже шаг в сторону какой-то деятельности. Подобных мероприятий в последнее время становится больше.  Постепенно  исчезает шаблон, что на подобных мероприятиях скучно, что там показывают детей с грустными глазами.

— Как организовать мероприятие подобного рода?

— Во-первых, нужно четко представлять, зачем вы это делаете, поставить цель и определить принципы, по которым вы будете работать – как в любом деле.  Действия не должны противоречить этим  принципам.  Дальше  создается сообщество. Поскольку люди очень далеки друг от друга, особенно в большом городе, для сближения нужно предпринимать определенные шаги. В этом плане небольшие проекты могут быть более успешны.  Там, например,  может не быть масштабных действ с артистами, но мероприятия сами по себе очень теплые, прозрачные и направлены на общение. Кроме того,  очень важно, как вы общаетесь  внутри сообщества. Сообщество – это не только гости,  но и партнеры, и волонтеры. Я, например, искренне люблю своих партнеров, потому что у нас общие принципы с ними.   Совершенно не годится концепция:  «Мы собрались на морозе, нам холодно, голодно, но мы же для благотворительности, поэтому давайте попляшем перед сценой». Если вы зовете гостей, им должно быть светло и тепло.  Базовый комфорт,  действия соответствующие принципам и ощущение сообщества – вот три главные составляющие любого проекта.

— С какими трудностями придется столкнуться?

— Если говорить о мероприятиях подобного масштаба, то  есть очень много организационных моментов, про которые нужно помнить. Какие мощности электричества понадобятся, сколь ко времени потребуется, чтобы вынести и занести 140 столов? Это только кажется мелочью, на самом деле такие вещи влияют  и на время, и на деньги. Второй момент – коммуникация. Нужно знать,  кто люди, для которых вы это делаете и как пригласить их так, чтобы они пришли.  Третий момент – денежный. Нужно понимать, откуда приходят финансовые потоки, партнерство должно быть взаимовыгодным. Например, «Душевный Bazar» делался на коммерческие деньги. Компаниям это выгодно, потому к нам приходит большая часть интересной им аудитории – средний класс от 20 до 50 лет. Мы делаем «Базар» не на гранты, не на благотворительные деньги, — ни с кем не конкурируем. Мы предлагаем коммерческим компаниям альтернативные способы вложить маркетинговые бюджеты и при этом еще сделать что-то хорошее.

—  Каким образом вы привлекаете к участию благотворительные фонды?

— Это тоже  разговор о  сообществе, о партнерских отношениях: они взаимовыгодны. Фонды понимают, что  они получают выгоду для себя, прикладывая усилия для того, чтобы найти сувениры или сделать их.

— Что получают фонды, которые участвуют в «Bazar’e»?

— «Bazar» — одна из немногих площадок, где фонды могут напрямую пообщаться с людьми, которые интересуются благотворительностью и хотят ей заниматься, но пока мало об этом знают. Что касается денег, то все зависит от того, насколько хорошо фонд подготовился, насколько детально продумал общение с гостями, дизайн сувениров. Если фонд собирает немного - это, как правило, показатель того, что организаторы недостаточно прислушивались к нашим советам. В плане пиара, взаимодействия и общения все получают примерно одинаково. Дальше все зависит от того,  насколько продумано общение с гостями, насколько интересны вещи, которые предлагаются и так далее. Словом, все зависит от самих участников.

 

— Какие впечатления остались у вас от «Душевного Базара-2012»?

— Сегодня буквально утром в  Фэйсбуке  прочла комментарий одного из наших гостей. Его сын весь день провел у нас на кулинарном шоу и отец понял, что в семье растет повар. Личные истории - это главный показатель, они всегда для меня наиболее интересны. В этом году нам удалось создать атмосферу  вовлеченности, взаимодействия. В Москве много мест для развлечений, а вот мест, где можно почувствовать себя как дома, гораздо меньше и я очень рада, что нам именно такое удалось создать.  Если говорить о деньгах,  мы собрали 2,8 миллиона  рублей -  на 600 тысяч больше, чем в прошлом году. Очень приятно, что, несмотря на сильный мороз, пришло много гостей.

— Как влияет на продажи то, что сувениры сделаны инвалидами?  Это делает их более привлекательным?

— Никак. Мы даже запрещаем вешать таблички, что это сделаны детьми – инвалидами или сиротами, чтобы исключить компонент жалости. Я не думаю, что он каким-то образом в дальнейшем  мотивирует заниматься благотворительностью. Ведь важно верить в ценность того, что ты делаешь, это дает более долгосрочный эффект.