Причины, по которым водители готовы посадить в свою машину совершенно незнакомых людей, могут быть самыми разными - от жалости к непутевым неформалам до страха уснуть за рулем
Запланированному автостопу посвящено множество сообществ в соцсетях. Найти спутников в долгое путешествие можно, например, здесь или здесь.
Причины, по которым водители готовы посадить в свою машину совершенно незнакомых людей, могут быть самыми разными — от интереса или жалости к непутевым неформалам до вполне прозаичного страха уснуть за рулем без шумного соседа под боком. По словам путешественника, для многих подвозить людей просто традиция. Многие из драйверов не просто знают о существовании такого движения, как автостоп, но и сами в прошлом были автостопщиками.
Появление «сетевых путешественников» связано с тем, что автостоп постепенно становится более «цивильным». Хипстеры, отправляясь в очередное паломничество в Питер, в отличие от бесстрашных профессиональных автостопщиков не рискуют залезть в кабину первой остановившейся машины, а водитель пустит не каждого, опасаясь за имущество и сохранность своей иномарки. Договариваться о поездке заранее не так романтично, зато безопасно.
«Менее радикальные персонажи — студенты и им подобные — находят попутки в сети: выходить на трассу и рукой махать для них слишком рисково и некомфортно», — рассказывает водитель, музыкант и драйвер со стажем Александр Гринев.
Чтобы координироваться со стопщиками было удобнее, Александр создал «вконтакте» сообщество «Хипповоз».
«Группу создал три месяца назад. На тот момент явная перспектива была сесть за баранку до весны, вот и решил заиметь своих подписчиков, чтоб перед каждым рейсом объявления по группам не раскидывать, а просто обновлять график поездок. Народ реагирует, однако регулярных поездок не происходит, чему я, если честно, рад», — рассказывает Александр.
Впрочем, те водители, которые ищут попутчиков в соцсетях, обычно не против подвезти и более традиционных автостопщиков, которые голосуют на обочинах.
«Одни берут автостопщиков для того, чтобы они оказали им потенциальную поддержку: беседой не дали заснуть за рулем, помогли поменять спускающееся колесо, посветить фонариком на проблемную деталь машины или побыть штурманом на маршруте, — делится опытом путешественник Егор Паагирев. — Другие считают подвоз попутчика помощью — кому-то это льстит, кому-то жалко голосующих на дороге (многие почему-то уверены, что автостоп — изматывающее экстремальное занятие), кто-то хочет донести до незнакомого человека свои мысли, соображения, хочется поделиться или, наоборот, узнать что-то от него».
Зачем вам попутчики?

Александр Гринев, водитель, музыкант:
«Собственно, я целенаправленно не решал заниматься перевозками стопщиков — просто так случилось, что лет с 22 я поселился в кабине грузовика и провел «увлекательно» почти десяток лет за баранкой. Последние годы жизнь и работа немного изменились, но за рулем так или иначе перемещаюсь и при случае стараюсь брать с собой народ. Причины две. Часто попадаются интересные люди, от которых можно что-то почерпнуть, научиться, что-то обсудить. Другая причина прозаична — попутчик обязывает не расслабляться и катить до места, а в одиночку соблазн встать на стоянку и поспать».

Рамона, координатор строительного проекта:
«Автостопщиков подвожу с тех пор, как стала ездить на машине на дальние расстояния, то есть пару лет назад. Почему? Ну потому, что сама стопщик — последний раз ехала стопом года три тому назад из Петрозаводска в Мурманск. А так, по молодости было очень много раз езжено стопом из Петрозаводска в Питер и в Мурманск, по Финляндии много каталась, по Швеции и Норвегии до датского королевства. Да и вообще стопщики — народ забавный. На дороге подбираю неформалов всяческих в основном».

Константин, джипер:
«По большей части подвожу из чувства солидарности, ибо сам так же гонял долго и упорно. В основном просят подвезти неформалы всех типов».
Как часто вы кого-то подвозите?
Константин:
«На трассе голосующих полно, но именно стопщиков единицы, набитый глаз определяет стопщика за секунду. Подбираю всегда, даже если работаю по Москве, проезжая по МКАД, даже если нам по пути километров десять, всегда прошу по рации пересадить к тому, кому по пути, почти всегда получается, причем быстро. Сейчас особо не сезон, поэтому просто просматриваю группы стопщиков, мало ли кому по пути, и сам предлагаю помощь, и мне частенько пишут. Конечно, предпочтительнее подобрать девушку».
Александр:
«Конечно за эти годы много кого подвозил — голосуют люди разные: много неформалов, «потомков» культурного наследия хипстеров; туристы тоже не редкость; представители спортивного автостопа; часто коллеги просят подвезти — кому куда, у кого машина сломалась, кто-то едет домой, оставив машину напарнику. Бродяги встречаются, есть и аферисты, воры. Эти голосуют с целью наживы, понятное дело».
Какие правила вы предъявляете своим пассажирам?
Александр:
«Свода законов и правил как такового не существует ни вообще, ни у меня конкретно. Лично я не любитель шумных компаний — оттого стараюсь больше двух не брать, не люблю пьяных, назойливых, беспардонных людей, неприятно, когда народ откровенно грязный садится, до такой степени, что открытые окна только спасают».
Константин:
«Не бухать в дороге, ибо завидно, никакой наркоты. Не трогать магнитофон — музыку люблю тяжелую и на большой громкости».

Егор, путешественник:
«Условия водители ставят редко. Самое распространенное — развлекать разговорами. Как правило, это не самые приятные персонажи — мы же не радио; если человек будет интересным, беседа сама собой заведется. Просьба помолчать (с ходу, при посадке) тоже бывает. Обычно это жертвы предыдущих автостопщиков-болтунов, считающих, что непрерывно болтать с подвозящим тебя водителем — их обязанность. Не шуметь — да, если в машине ребенок спит. Не курить — ну это вопрос личной этики уже».
Кому вы можете отказать и почему?
Александр:
«Отказывать, конечно, приходилось — если человек доверия не внушает, не беру. Горький опыт краж у меня и у товарищей заставляет с опаской и недоверием смотреть на людей. Также очень часто коллегам-дальнобойщикам отказывал — если человеку просто доехать, не форс-мажорная ситуация, то отказывал. Ну неинтересно мне смотреть, как он рядом будет пиво сосать и сквозь отрыжку вещать про козлов-ментов, плохие дороги, аварии и прочее, чего и так вокруг меня полно».
Константин:
«Высадил одного хиппаря за то, что вез с собой марихуану, высадил двоих ребят (парня и девушку), причем довольно хороших в общении, ибо у парня были вши».
Рамона:
«Условий никаких нет — просто почему бы и не подвезти хороших людей, если есть возможность? Отказывать не приходилось. Подвожу всегда, если вижу, что стопит хороший, на мой взгляд, человек, а у меня в машине есть место».
Кто из стопщиков больше всего запомнился?
Александр:
«Монах запомнился (зэк бывший), который добирался из Питера на Урал, преимущественно пешком. Ему настоятель велел, за какую-то его провинность — видимо, тяга нарушать закон осталась, будь то УК или каноны церкви.
Девчонку подвозил одну, путешественницу, из Кирова родом, на перекладных кучу стран объехала, светлейший человечек, огромная энергия — заряжаешься от нее как от розетки. Сейчас переписываемся изредка.
Да что говорить, когда и друга своего, у которого сейчас бизнес свой — несколько фур в собственности, а все это хозяйство я помогаю поддерживать и развивать, — я тоже лет семь назад подвозил, тогда он простым водилой в совхозе работал, а теперь живем как братья».
Рамона:
«Последний раз, где-то недели три назад, подвозила паренька-вегана, который ехал из Питера в Москву, — так у нас с ним общие знакомые оказались. И на моем стопщицком опыте случалось застопить знакомых — один раз поймала своего бывшего учителя математики из школы и как-то раз даже собственного старшего брата».



