«Волшебной лампе» не светит самостоятельность

30 ноября 15:15  | 
Вслед за школами и больницами в Москве начали объединять детские театры
Художественный руководитель театра «Волшебная лампа» Марина Грибанова

Объединить собираются Московский детский музыкально-драматический театр «А-Я», Детский музыкальный театр юного актера, Московский детский театр эстрады, Московский театр детской книги «Волшебная лампа», Московский детский театр марионеток и Московский детский сказочный театр. В приказе департамента культуры говорится о том, что реорганизация поможет оптимизировать работу театров и привлечь новых зрителей.

Как рассказала «МН» художественный руководитель театра «Волшебная лампа» Марина Грибанова, театры, которые хотят объединить в одно подразделение, отличаются по жанровой принадлежности. Среди них три театра кукол, один профессиональный музыкально-драматический театр и два музыкальных театра-студии, где в спектаклях участвуют дети. Экономические показатели этих театров тоже неравнозначны: например, кукольные театры хорошо зарабатывают на продаже билетов. А вот детский музыкально-драматический театр «А-Я» менее успешен.

Раньше театр «Волшебная лампа» был частным. Помещение на Сретенском бульваре ему передал Госкомпечати. По договору с Москомимуществом у театра была льгота на аренду. В конце 90-х льготы стали постепенно убирать. «Платить полную аренду мы не могли. И тогда я обратилась к Лужкову. Так, 15 лет назад мы стали государственным театром.

У нас театр, как говорят в Москве, центровой. Самые высокие зарплаты, самое большое количество спектаклей: по норме у всех — 260 в год, у нас — 500. Имея зал всего на 80 мест, мы ежегодно собираем около 20 тыс. зрителей. По Положению о театре в РФ любой театр должен являться юридическим лицом. Слившись в единую дирекцию, мы этот статус потеряем, потеряем право самостоятельно решать творческие и экономические задачи. Мы превращаемся в некое структурное подразделение, которым будет управлять единая дирекция. Унификация в искусстве невозможна. Объединение означает для нас фактическое уничтожение», — говорит Марина Грибанова.

Театр «Волшебная лампа» ставит перед собой просветительские задачи. Главная — приучить детей к чтению. В театре идут спектакли по лучшим детским книгам — это и Пушкин, и Андерсен, и Киплинг, и Милн, и Маршак, и Остер. Марина Грибанова уверена, что через любовь к постановкам книг на сцене ребенок придет и к любви к книге в жизни. «Мы хотим, чтобы дети воспринимали книгу как счастье и радость», — говорит она. Кроме того, в «Волшебной лампе» детей приучают к театральной культуре и культуре вообще. В театре детям рассказывают, что такое антракт, как себя вести, когда можно хлопать, а когда нельзя. Ребята перед спектаклями общаются с писателями, поэтами, художниками.

Театр — это очень тонкая структура

Театр — это очень тонкая структура

 

В 2003 году театру «Волшебная лампа» была присуждена Государственная премия в области литературы и искусства. «Эта премия присуждается за высшие достижения в области отечественной культуры. Но департамент культуры этого не признает. Они говорят: вот если бы у вас была «Золотая маска» — это другое дело», — рассказывает Грибанова.

«Московские новости» прелдожили высказаться и другой стороне:

Алла Семенышева, руководитель пресс-службы департамента культуры Москвы

— Мелкие театры сегодня неконкурентоспособны. Никто не говорит, что театр «Волшебная лампа» неуспешный. Его, что, закрывают? Уничтожают? Наоборот, речь идет о том, чтобы новая дирекция дала этому театру возможность выступать на разных площадках. Может быть, эти объединенные театры будут обмениваться площадками. У нас, например, есть Московский детский театр эстрады с прекрасно отремонтированным зданием, где проходит всего 22 спектакля, остальное время площадка пустует. Почему они там не могут выступать?

Речь идет об управленческой истории, а не о творческой. Просто директор перестает быть директором. Он становится директором филиала. И все! На самом деле ставится задача расширить возможности этих маленьких детских театров, которые порой варятся в собственном соку и не имеют возможности самостоятельно выходить на какие-то фестивали. Не надо говорить о том, что мы что-то уничтожаем. Вы поймите: театр государственный. И государство вправе за деньги, которые оно дает, требовать от театров отдачи. Сейчас в Зеленограде музыкальные школы объединяются в общую дирекцию. Это часть большой истории. Мы хотим оптимизировать систему управления маленькими детскими театрами».

Вячеслав Дмитриевич Еременко, художественный руководитель детского музыкально-драматического театра «А-Я»

— Мы уже подписали предупреждения об увольнении. В указе не представлен план того, как будет проходить объединение. Законы могут быть хорошими, а исполнение отвратительным. Объясняют объединение надвигающимся финансовым кризисом, предпринимаются попытки каким-то образом предвосхитить его. С этим можно согласиться. Правда, мы не знаем, на чем можно экономить в нашем случае. Очень грустно, что это все затрагивает человеческие души. Ведь творческие люди особенно чувствительны к таким вещам. Конечно, трудно в такой ситуации сдерживать коллектив.

Несколько человек уже подали заявление об увольнении. Я дал понять департаменту культуры, что мы ничего не боимся — всякое видели. Но как бы не было наделано глупостей. Происходящее чревато даже не жертвами, а человеческими жизнями. Люди не выдерживают, театр — это нервная работа, духовная сфера. Это очень тонкая структура.