Цех по превращению людей в социопатов-трудоголиков
01 ноября 15:45 |
Опенспейсы противопоказаны тем, кто любит уединение и трудно сближается с окружающими. «Таких людей в мире примерно десять процентов, — говорит психолог Наталья Рассказова. — Они наиболее эффективно работают в одиночестве, когда им никто не мешает. Главные минусы полностью просматриваемых стеклянных опенспейс-офисов в том, что они лишают работников четко простроенных границ личностного пространства. Это повышает уровень стресса, со временем человек становится раздражительными и малообщительными — появляется желание замкнуться, так как катастрофически не хватает ощущения уединения. После напряженного дня работник будет искать уединения у себя дома и, соответственно, станет меньше общаться с родными. Если этот процесс вовремя не остановить, будет нарушена эмоциональная близость в семье, отношения неизбежно ухудшатся».
С другой стороны, психиатр-криминалист Михаил Виноградов уверен, что все российские организации должны повсеместно переходить на полностью просматриваемые офисы: «Кулуарно-кабинетная система осложняет людям жизнь. Доверительность в общении на работе нужна не всегда». По мнению Виноградова, прозрачный офис делает прозрачными и отношения в коллективе, снижая вероятность того, что важные вопросы будут решаться на основе связей и влияния отдельных личностей.
Ненавязчивое ощущение взаимного контроля неизбежно в любом опенспейсе. В этом есть и плюсы, и минусы. «Когда человек работает на виду, он всегда чувствует за собой силу коллектива, который может за него заступиться, но при этом работник понимает, что не может сделать ничего противоправного», — поясняет Виноградов. При этом в опенспейсе люди меньше склонны отдыхать, даже если действительно устали. «Работники прозрачных офисов лишний раз не отведут глаз от монитора, помня, что они находятся под наблюдением коллег, — добавляет Рассказова. — И в конечном итоге некоторые из них «выгорают» — их начинает мучить хроническая усталость и приступы беспричинного раздражения».
Но не все так трагично. Для людей демонстративного типа личности, которые стремятся производить приятное впечатление на окружающих и любят неглубокое, поверхностное общение с огромным количеством коллег, работа в опенспейс офисе — самое то. Такие люди чувствуют себя комфортно, когда у них есть возможность показывать себя другим с выгодной стороны, говорит Рассказова. Правда, в мире людей с ярко выраженным демонстративным типом личности — не более восьми процентов.

Федор Полицинский, инженер:
— Я несколько лет проработал в одном из небоскребов Московского международного делового центра. Стеклянные стены, сквозной опенспейс, который полностью просматривается со всех сторон. В случае если ты упорно работаешь целый день, это плюс, начальство и коллеги видят, какой ты неутомимый труженик. Зачастую они приходят на помощь, если заметят, что у тебя какие-то ошибки в проекте. С другой стороны, личные проблемы коллег часто становятся достоянием общественности. Далеко не все и не всегда выходят для того, чтобы поговорить вдали от чужих ушей. Приходится поневоле слушать, как коллега каждый день разводит по телефону «муси-пуси» с женой. Но в конечном итоге это даже как-то сближает всех. Я заметил, что в сквозных стеклянных офисах люди быстрее переходят на «ты».

Ольга Присыч, игровой администратор:
— Моё рабочее место — прямо в центре опенспейса. Мне это нисколько не мешает, наоборот — помогает научиться концентрироваться. У нас достаточно шумно, обсуждаем и рабочие вопросы, и нерабочие, но мне кажется, что я уже так привыкла, что не представляю, как бы работала в тишине. К тому же это очень удобно, очень быстро решаются рабочие вопросы — все нужные люди в одном месте. До опенспейса я работала на ресепшене, где сидела достаточно далеко ото всех. Переезд в опенспейс сразу помог наладить контакты со всеми коллегами, и процесс адаптации проходил совсем незаметно.

Анастасия Маркитан, журналист:
— Однажды я ходила на собеседование в организацию, расположенную в комплексе небоскребов Москва Сити. Мне предложили работу, но в конечном итоге предложение пришлось отклонить. На это было много причин. Например, мне не очень понравился офис — безликие лабиринты из стекла и бетона. Хотя с 30-40-х этажей открывается захватывающий вид на вечернюю Москву. А ты за стеклом как в аквариуме. И еще туда добираться туда в час пик очень проблематично. Но я считаю, что офис — далеко не самое главное в работе. Человек должен уметь концентрироваться и работать эффективно в любых условиях. Я проработала в опенспейсе больше двух лет. Сейчас, думаю, мне было бы скучно сидеть в кабинете с парой коллег.