Пер Кромвелл: «Те обвинения, которые сейчас выдвигаются против задержанных граждан Белоруссии, только доказывают несправедливость режима Лукашенко»
– Как проходила организация «плюшевого десанта»? И как вышло, что сотрудники пиар-агентства умеют управлять самолетом?
– Наша пиар-студия Studio Total оказалась довольно успешной, мы заработали неплохие деньги и начали думать, на что их можно использовать. В итоге мы решили организовать «плюшевый десант». Дело в том, что ситуация со свободой слова в Белоруссии нас действительно беспокоит. У нас такое впечатление, что ситуация не только не улучшается – год от года становится только хуже. План у нас появился больше года назад. Сначала мы искали самолет и пилота. Но никто не согласился сдавать нам самолет и тем более управлять им. Все говорили нам, что это очень опасно. Все-таки идея заключается в том, чтобы нарушить границу и наверняка столкнуться с жестким отпором средств белорусских ПВО. В итоге мы решили сделать все сами: купили самолет и научились им управлять. Это заняло примерно год. Плюс пару месяцев на детальную разработку плана действий. Мой коллега Томас Мацетти стал первым пилотом. Ханна Фрей – вторым, она же выбрасывала «плюшевый десант» над Минском. Линда Карлссон следила за полетом из Стокгольма. Я сам в это время находился в белорусском городке Ивенец, примерно равноудаленном от границы и Минска, и поддерживал постоянный контакт с самолетом. Дело в том, что мы все были просто уверены: как только наш самолет, вылетевший из Литвы, вторгнется в воздушное пространство Белоруссии, ВВС страны поднимут истребители и заставят нас приземлиться. Так что у меня был автомобиль, который я снял в том же Минске. И я был готов в любой момент приехать за моими друзьями, если они были бы вынуждены сесть, не долетев до цели. Но к нашему полному удивлению, вообще ничего не произошло. Бывают такие моменты: ты ожидаешь, что твоя задумка сорвется. Но вдруг дела начинают идти так гладко, что тебе становится не по себе. Во время высадки «плюшевого десанта» мы все чувствовали себя именно так.
– Белорусские следователи утверждают, что, возможно, некоторые из задержанных в связи с «плюшевым десантом» граждан помогали вам в реализации плана. Это так?
– Нет, такого быть просто не может. Мы намеренно держали наш план в большом секрете, об этом знали только мы вчетвером. У нас было ощущение, что если мы попытаемся наладить контакт с белорусами, то будет большая вероятность «утечки». А мы совсем не хотели, чтобы о нашей задумке узнали службы безопасности Белоруссии. Вообще, те обвинения, которые сейчас выдвигаются против задержанных граждан Белоруссии, только доказывают несправедливость режима Лукашенко. Ни у одного из них просто не могло быть каких-либо контактов с нами. И, тем не менее, они обвиняются чуть ли не в высадке «плюшевого десанта».
– Власти Белоруссии пригласили вас в Минск, чтобы вы приняли участие в слушаниях. Вы готовы поехать?
– Да, мы готовы. Но у нас есть условие – сначала нужно договориться об условиях нашего участия в процессе. Если мы по собственной воле приедем в Минск и попадем на скамью подсудимых – это нас, конечно, не устраивает. Однако мы готовы выступить свидетелями.
У нас возникает другой вопрос – насколько белорусские власти действительно хотят нашего участия. Да, они распространили это заявление, говорят, что ждут нашего ответа. Но на самом деле с нами до сих пор никто не связывался. У нас есть открытые для доступа е-мейлы, известны наши телефоны. Но мы так и не получили ни одного официального письма.
– А что, есть неофициальные?
– Неофициальных, кстати, очень много. После высадки «плюшевого десанта» мы получили десятки анонимных писем с угрозами, нам пишут и на е-мейл, и с только что зарегистрированных аккаунтов на Facebook, предлагают себя в друзья. Мы знаем, что кто-то пытался взломать нашу электронную почту. В общем, пока складывается такое ощущение, что белорусские спецслужбы просто хотят нам испортить жизнь. Причем пользуются они какими-то, прямо скажем, детскими методами. Если власти Белоруссии действительно хотят нашего участия в судебных разбирательствах, им следовало бы сначала поучиться себя вести.
– Вы каким-то образом пытаетесь помочь задержанным из-за «десанта» белорусским гражданам?
– Да, делаем все, что в наших силах. Мы с готовностью идем на контакт со всеми правозащитными организациями, которые пытаются собрать доказательства их невиновности. И просто выступаем в поддержку задержанных.
– Ваша акция как-то повлияла на отношения Studio Total с клиентами?
– Я бы не сказал. Шведские власти с нами не связывались. Старых клиентов мы не потеряли, а новых не приобрели. Вообще, акция не была задумана как пиар-ход. Мы не хотели на этом заработать. «Плюшевый десант», конечно же, можно назвать политическим активизмом. Но этим мы уж точно не хотели сделать себе имя. Мы хотели привлечь внимание мира к проблемам Белоруссии.
– Наблюдая за тем, какую реакцию белорусских властей и Евросоюза вызвал «плюшевый десант», вы считаете, что акция того стоила?
– Да. Нам кажется, что на Белоруссию необходимо усилить давление извне. Потому что режим Лукашенко делает в корне неправильные вещи. Кроме того, этот нелепый «плюшевый десант» заставил Лукашенко выглядеть по-настоящему глупо. Это провоцирует его на репрессии, но одновременно это лишает белорусских граждан страха перед ним. И мне кажется, что мы все сделали правильно.
4 июля 2012 года сотрудники шведской пиар-студии Studio Total: Томас Мазетти, Ханна Фрей, Пер Кромвелл и Линда Карлссон организовали политическую акцию. В этот день Мазетти и Фрей взлетели на легкомоторном самолете с территории Литвы, незаконно вторглись в воздушное пространство Белоруссии и выбросили несколько десятков плюшевых медведей на игрушечных парашютах сначала над городком Ивенец, потом – в Минске. Сопротивления сил ПВО или ВВС Белоруссии шведы не встретили и покинули территорию страны сразу после высадки «плюшевого десанта». Реакция белорусских властей последовала позже. Сначала официальный Минск отрицал факт высадки «десанта», однако позже информацию подтвердил. 13 июля был арестован 20-летний студент Института журналистики Белорусского госуниверситета Антон Суряпин. Он выложил фотографии «десанта» у себя на сайте. Кроме того, под арест попал и минский риэлтор Сергей Башамиров, который, по мнению следствия, сдавал квартиру одному из шведских организаторов акции. 31 июля президент страны Александр Лукашенко снял с должностей председателя Госпогранкомитета Игоря Рачковского и командующего ВВС и ПВО Дмитрия Пахмелкина. Эти меры заставили Евросоюз и Швецию официально осудить действия белорусских властей. Между Белоруссией и Швецией разразился дипломатический скандал, в результате которого белорусские и шведские послы покинули столицы двух стран. 8 августа были задержаны две белорусские журналистки, который фотографировались в Минске с плюшевым медведем в знак поддержки арестованного Суряпина. На следующий день суд назначил журналисткам штаф в размере 3 млн белорусских рублей за несанкционированный политический пикет. Власти Белоруссии приглашают шведов из Studio Total вновь приехать в страну, чтобы принять участие в слушаниях в качестве подследственных или свидетелей.


