Валерий Зорькин пояснил – когда он говорит о неправовом характере приватизации, то имеет в виду «разумеется, не столько нарушения действовавшего в тот период законодательства (хотя их было немало), сколько отступление от фундаментальных правовых принципов равенства и основанной на нем справедливости»
Контекст
Советник президента, экс-глава Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев заявил о том, что одной из причин «напряженности и коррупции» в России является приватизация. О «неправовом характере приватизации» говорил и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Свои критические мнения относительно происхождения и природы частной собственности в постсоветской России ведущие юристы высказали в четверг, на встрече отечественных и германских судей. Юристы напомнили о том, что новая волна приватизации не за горами.
На этом же мероприятии о приватизации 1990-х и о нынешней передаче госкорпораций в частные руки вспомнил и председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. По его мнению, основной ошибкой приватизаторов позапрошлого десятилетия была раздача госсобственности «на условиях производственной демократии»: все работники предприятия получали на руки равное количество акций, что повлекло за собой массовую скупку этих бумаг и попадание предприятий в другие руки. Сравнение приватизации в постсоветской России и в бывшей ГДР будет не в пользу нашей страны, сказал немецким коллегам-юристам Вениамин Яковлев. Один из разработчиков действующего Гражданского кодекса Яковлев, приложивший руку и к проекту обновленного ГК, считает, что тогда «право должно было определять все, но право приватизации было отработано плохо, в спешке». Отсюда, по мнению советника президента, берет начало и коррупция, этим же вызвано «социальное расслоение и напряженность в обществе, которое считает результаты приватизации несправедливыми».
Впрочем, как заметил Антон Иванов, время думать не о старой, а о новой приватизации — за 2000-е госсектор в экономике дорос до 60%, поэтому, полагает глава ВАС, сейчас стоит вопрос о передаче госкомпаний в руки частного капитала. И сейчас важно не повторить ошибки 90-х, подчеркнул Иванов. «С помощью права надо пытаться в нашу экономику вернуть цели, которые должны были быть поставлены перед началом приватизации (90-х. — «МН»), — эффективность экономики и социальная справедливость», — добавил Вениамин Яковлев.
Мнения, которые озвучили бывший и нынешний руководители ВАС, звучали в унисон с программным докладом председателя КС Валерия Зорькина. «Приватизация так называемой социалистической собственности… носила беспрецедентный по темпам и масштабам характер. И, к сожалению, столь же беспрецедентный по степени своей несправедливости», — констатировал глава КС. Зорькин пояснил, когда он говорит о неправовом характере приватизации, то имеет в виду «разумеется, не столько нарушения действовавшего в тот период законодательства (хотя их было немало), сколько отступление от фундаментальных правовых принципов равенства и основанной на нем справедливости». По мнению Зорькина, «нелегитимность крупной собственности неизбежно проецируется на все государственные институты» — здесь, считает глава КС, коренится причина и «сырьевого перекоса» экономики, и вывоз капиталов, и отсутствие потенциала для инноваций, и «коррупционное сращивание существенной части бизнеса с бюрократией». И, не в последнюю очередь, «низкая конкурентоспособность российской правовой системы».
Некоторые пассажи в докладе Зорькина уместно бы выглядели, например, в программе немецких социал-демократов или других умеренных европейских левых. «К числу тревожных… относится, на мой взгляд, и тенденция к так называемой «либерализации» экономического законодательства, в русле которой под предлогом повышения эффективности работы рынка предоставляется слишком большая «свобода рук» капиталу», — считает Зорькин. Впрочем, глава КС выступал, конечно, не как идеолог, и (в данном случае) не как практикующий юрист, а как правовед-теоретик. В этом качестве Зорькин на «давно обсуждаемую на Западе идею безусловного дохода… предоставляемого государством каждому гражданину независимо от его трудового вклада». Он также упомянул идеи отечественного ученого Владика Нерсесянца о равенстве постсоветских граждан как наследников социалистической собственности и предложения известного экономиста, экс-лидера партии «Родина» Сергея Глазьева об «общенародном распределении природно-сырьевой ренты». Сам Глазьев, ныне занимающий пост заместителя генсека ЕврАзЭС, с одобрением воспринял обращение Зорькина к своей давней идее. Кроме того, отметил Глазьев, «важно то, что и Владимир Путин реализовал наше принципиальное требование — после установления налога на добычу полезных ископаемых основная часть природной ренты уже сейчас изымается в доход государства».
Директор Института социального маркетинга, профессор Высшей школы экономики Сергей Хайкин обращает внимание на то, что на днях другой экс-лидер «Родины», а ныне вице-премьер Дмитрий Рогозин заговорил о незаконности приватизации в сфере ВПК. «Все это неспроста, — сказал профессор Хайкин «МН». — С суждением о нелегитимности крупной собственности я бы согласился, но странно, что оно прозвучало из уст Зорькина». Никаких правовых последствий теоретическая статья не вызовет, приведет к очень серьезной общественной дискуссии, отмечает директор Института социального маркетинга. И это при том, что «нынешняя власть ничего так сильно не боится, как пересмотра итогов приватизации, ибо существующая социально-экономическая система является органичным продолжением 1990-х годов». Впрочем, подчеркивают эксперты, глава КС отнюдь не призывал к «пересмотру приватизации», но лишь ставил вопрос — как правоведам и юристам-практикам следует относиться к природе приватизированной собственности. Однако сами владельцы собственности обеспокоены.
«Мнение, изложенное председателем Конституционного суда, вряд ли останется незамеченным и может быть истолковано как сигнал, который, возможно, исходит и не от самого г-на Зорькина», — сказал «МН» глава комитета по экономики московского отделения объединения предпринимателей «Опора России» Алексей Каневский. Представитель бизнес-объединения отмечает, что у него вызвали озабоченность тезисы о «неправовом характере приватизации». В конце концов, отмечает Каневский, если законы, по которым госсобственность переходила в частные руки, обратной силы не имеют, а решения судов по делам о приватизации не отменены, называть весь процесс «неправовым» — неправомерно. «Да, это могут быть личные умозаключения, но у нас привыкли, что мнение власти, в том числе судебной имеет вес, и слова г-на Зорькина могут вызвать беспокойство у бизнеса», — подчеркивает представитель ОПОРы.
- Контекст



