Завод пытались распатронить
02 мая 18:45 |
Следственные органы, как стало известно «МН», готовятся передать в суд дело о хищении 25% акций ЗАО «Климовский специализированный патронный завод (КСПЗ)» — одного из успешных предприятий «оборонки», работающих в сфере производства боеприпасов. Пока у следствия только один подозреваемый — бывший акционер ЗАО «КСПЗ» Юрий Губских. Согласно материалам дела, он работал вместе с сообщниками, личности которых пока не установлены. Этот частный случай по-своему показателен. Как говорят источники «МН» в Главной военной прокуратуре, многие экономические преступления в оборонно-промышленном комплексе — это следствие устаревшей нормативной базы, по которой сейчас работают предприятия.
Как рассказали «МН» в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ, дело в отношении Юрия Губских было возбуждено 12 апреля. Еще в 2003 году, согласно материалам дела, он вместе с неустановленными лицами подарил 25% акций предприятия государству, для того чтобы завод мог получить гособоронзаказ.
По данным полиции, подозреваемый был номинальным акционером — он лишь представлял реального владельца акций и в любой момент по его требованию должен был передать акции другому лицу.
«Для того чтобы исполнить гособоронзаказ, необходима доля участия государства в этой сделке, именно поэтому они и подарили эти акции, которыми впоследствии должны были распоряжаться Ростехнологии, — сказали «МН» в ГУЭБиПК. — Однако три года спустя, в 2006 году, подозреваемый стал писать письма в различные суды с требованием признать сделку недействительной. Он утверждал, что акции принадлежат ему, и никакого акта дарения не было».
Как выяснили следователи, Губских вместе с помощниками, составляя документы о дарении, оставили в них лазейку, чтобы впоследствии у них была возможность вернуть акции себе. В 2008 году Тарусский суд Калужской области своим решением вернул эти акции заявителям. Оппоненты пропустили срок обжалования решения, и оно вступило в силу, но затем государство все же добилось пересмотра, и решение суда отменили. Обвиняемый в мошенничестве и фальсификации доказательств по гражданскому делу Губских находится под подпиской о невыезде. «На сегодняшний день Губских признает свою вину, точнее, не отрицает. Но мы допускаем, что он может и изменить свои показания», — сказал «МН» источник в следствии.
Климовский патронный завод — одно из старейших оборонных предприятий (основан еще в 1936 году). Предприятие производит продукцию как военного, так и гражданского назначения. Сегодня основными заказчиками завода выступают органы ФСБ, Минобороны, спортивные учреждения и общества охотников. Кроме того, часть изделий отправляется на экспорт. Руководство предприятия не раз заявляло о том, что доля гособоронзаказа на заводе мизерная (называлась даже цифра всего в 1%). Именно поэтому предприятие пытается теснее сотрудничать с гражданскими структурами. Например, поставлять патроны для наших биатлонистов. Недавно председатель совета директоров КСПЗ, экс-главком Внутренних войск МВД России генерал-полковник Анатолий Шкирко выступил с инициативой, реализация которой помогла бы предприятию: вооружать полицейских нелетальным, в том числе травматическим оружием.
«Конкретно ситуацию на Климовском патронном заводе я не знаю и не могу комментировать, но сама отрасль боеприпасов и, в частности, производство патронов у нас находится в ужасном состоянии, — заявил «МН» эксперт Центра анализа и технологий Константин Макиенко, — Еще в Советском Союзе началось угасание отрасли из-за переизбытка предприятий и перепроизводства такого рода продукции. У нас на складах до сих пор хранится то, чем стреляла еще Красная армия». Макиенко говорит, что в последние годы «выжили те, кто был ориентирован на экспорт, а патронов это касалось в наименьшей степени», а сейчас «отрасли нужны новые технологий и исследования в этом направлении, но этим никто не занимается».
«Подозреваю, что криминальные проблемы возникли у этого предприятия как раз потому, что оно было одним из успешных среди тех, что производят боеприпасы, — говорит военный эксперт Дмитрий Литовкин, — В то время как другие казенные патронные предприятия лежат в руинах, это работает успешно и даже может себе позволить разрабатывать новые образцы». «Новые образцы» — это, скорее всего, запущенный в серийное производство в 2011 году травматический пистолет «Хорхе-3М». Это первый серийный пистолет, произведенный в России и странах СНГ, полностью изготовленный из нержавеющей стали и самых современных высокопрочных пластиков с добавлением углеродного волокна.
История с попыткой похитить четверть акций старейшего оборонного предприятия возникла не случайно. По мнению источника «МН» в Главной военной прокуратуре (ГВП), у оборонной промышленности есть две беды. Первая — устаревшее оборудование, которое на многих заводах не менялось с 70-х годов прошлого века. Вторая — устаревшее законодательство, благоприятствующее сильному росту экономических преступлений. «Сейчас нормативная база ВПК перерабатывается, но какие вопросы в ней будут затронуты, пока сказать трудно, — сказал собеседник «МН». — Вооруженные силы и оборонный комплекс реформируются медленнее, чем вся остальная страна, поэтому и экономических преступлений стало больше».
По его словам, 80% действующей нормативной базы ВПК и Гособоронзаказа «остались от прежнего общества». «Когда ее создавали, исходили из того, что оборонная промышленность нацелена только на одно — обеспечение безопасности Родины, — рассуждал наш источник, — Теперь все круто поменялось, появилась возможность воровать. Чем больше человек своровал, тем успешнее он считается. И старая нормативная база сохранила для этого массу возможностей. Раньше их не использовали, а теперь используют в полный рост». При этом источник в ГВП посетовал, что рекомендации прокуратуры выполнять не спешат. «Прокуратура часто указывает на то, что именно и где нужно изменить, но натыкается на упрямство. Кому это выгодно? Тому, кто лоббирует, — сказал источник. — Мы сами ничего не лоббируем, но понимаем, что если дыры не закрыть, будут и дальше воровать».