Рубрика: Общество

Токарь и слесарь в суде

В Минске начался судебный процесс над террористами
15 сентября 15:32Влад Шустов
Обвиняемые по делу о взрыве в минском метро

Обвиняемые по делу о взрыве в минском метро 11 апреля Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев (на втором плане слева направо) в зале суда

В четверг, 15 сентября, в Минске начался судебный процесс над террористами, совершившими, по версии следствия, взрыв в белорусском метро 11 апреля. Как долго будет идти процесс, неизвестно, но в Белоруссии уже начались пересуды. В обществе все реже слышны голоса, осуждающие злодеяния террористов, и растет подозрение: а тех ли взяли?
 

В четверг, 15 сентября, в Минске начался судебный процесс над террористами, совершившими, по версии следствия, взрыв в белорусском метро 11 апреля. Как долго будет идти процесс, неизвестно, но в Белоруссии уже начались пересуды. В обществе все реже слышны голоса, осуждающие злодеяния террористов, и растет подозрение: а тех ли взяли?

 

Подозрение у населения и оппозиции вызывает тот факт, что оба обвиняемых проходят сразу по нескольку десятков уголовных дел. Им инкриминируют и взрыв в Минске 3 июля 2008 года, и взрыв в Витебске еще раньше, и серию других преступлений. «Как вышло так, что террористов, орудовавших много лет, нашли только после теракта в Минске, да еще так быстро?» - недоумевает отставной офицер Владимир, пожелавший скрыть свою фамилию. По его словам, среди людей, которые «понимают», распространено мнение, что не все так однозначно.

 

Сомнения усугубляет тот факт, что оба обвиняемых - Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев - 1986 года рождения. Следствие утверждает, что свою подрывную деятельность будущие токарь и слесарь начали еще в 14-летнем возрасте. Ведь первый из инкриминируемых им взрывов - взрыв жилого подъезда в Витебске - произошел еще в 2000 году. В результате того теракта взрывная волна выбила окна в подъезде и входную дверь, но обошлось без жертв. Следующий взрыв они, по мнению следствия, совершили в возрасте 15 лет - в 2001 году. Потом были взрывы детской библиотеки, мелкие теракты прямо на проезжей части, а в 2003 году парни, утверждают следователи, пытались взорвать киоск «Витебскоблсоюзпечати». Взрывы и поджоги авто малолетние террористы совершали стабильно раз в год.

 

С 2008 года они, утверждает следствие, перебрались в Минск и принялись терроризировать столицу. Самое громкое дело - теракт 3 июля, на День независимости Белоруссии. Тогда Коновалов якобы приобрел 375 граммов тротила. Боезапас он хранил  в одном из домов Витебска. Утром 3 июля он привез бомбы в Минск, а ночью взорвал их в центре города. Поверить в это действительно трудно. К тому же возникает другой логичный вопрос: как белорусские милиционеры при таком раздутом штате не могли поймать двух террористов-подростков на протяжение десяти лет? И непонятно, почему такой опытный взрыватель напился перед взрывом 11 апреля - а ведь следствие утверждает именно это.


Как бы то ни было, судебный процесс начался. Суд по делу о теракте, унесшем жизни 15 человек, решили сделать открытым. Освещают судебный процесс в том числе и зарубежные журналисты, в частности репортеры Reuters и Bloomberg. Гособвинителем в суде выступает заместитель генерального прокурора Белоруссии Алексей Стук. Процесс ведет первый заместитель председателя Верховного суда страны Александр Федорцов. При этом работу журналистов максимально затруднили - в зале суда  даже заглушили интернет и мобильную связь. Заслуженный юрист Белоруссии, теперь относящий себя к неактивной оппозиции, прямо называет суд нечестным и несправедливым: мол, процесс ведут судьи, которые судили политзаключенных.


В первые часы процесса Коновалов (именно он представлен как исполнитель и автор терактов) все время смотрел в пол. Ковалев же стоял с высоко поднятой головой. В зал суда пришли пострадавшие от теракта (121 человек) и их родственники. Еще 400 пострадавших на заседание не пришли. Один из пришедших на суд потерпевших, Александр, сетовал, что в США пострадавшим от теракта платят 250 тыс. долл., а он получил только 3,5 млн руб. (около 400 долл. по рыночному курсу).


Член политсовета Объединенной гражданской партии Александр Добровольский говорит, что у него нет уверенности в том, что суд будет справедливым: «Там, где нет никакого общественного контроля, а существует монополия, там всегда бывают загнивание и коррупция. В этом главная проблема Беларуси. Никто не может эффективно контролировать эту власть. Она этого не позволяет. И потому что хочет, то и делает». Оппозиция вообще активно муссирует тему о том, что судят, возможно, не тех, кто взрывал столичное метро.


Меж тем сегодня в Минске мало кто сомневается в том, что оба обвиняемых будут приговорены к расстрелу. Смертную казнь в Белоруссии еще пока никто не отменял.