Всероссийская акция протеста дольщиков
Обманутые дольщики в субботу, 10 сентября, планируют устроить первую всероссийскую акцию протеста на Красной площади. На помощь российских властей у людей надежды нет. Впрочем, эксперты отмечают, что в регионах ситуация с дольщиками гораздо сложнее, чем в Москве.
По предварительной информации, в митинге примут участие представители Подольска, Щербинки, Ногинска, Ростова-на-Дону и еще около 50 городов России. Активисты говорят, что на встрече намерены принять решение о направлении жалобы в комитет по правам человека ООН. Причиной радикализации дольщиков стали поправки к закону о банкротстве застройщиков, вступившие в силу с 17 августа. Теперь, как сообщили организаторы, пострадавшие от действий застройщика собственники обязаны объединяться в жилищно-строительные кооперативы и достраивать дома самостоятельно.
До этого момента конфликты урегулировались в основном по другой схеме. Федеральный закон №214 «О долевом участии в строительстве многоквартирных домов» обязывает инвестора и дольщика заключать договор участия в долевом строительстве. Если девелопер не выполняет своих обязательств, то государство в лице региональной власти расторгает с ним инвестиционный контракт. А объект, по решению властей, может быть возведен за бюджетные средства. Например, летом этого года правительство Москвы решило, что город самостоятельно достроит два жилых дома в Северо-Западном городском округе на улице Генерала Белобородова.
Александр Подрезов, один из организаторов акции, рассказал, что согласования на ее проведение нет. «Скорее всего площадь оцепят, будем толкаться. Вряд ли кто-то испугается ОМОНа, ведь люди, которые соберутся, уже доведены до отчаяния», — прогнозирует Подрезов. Сам он уже два года борется за то, чтобы его родители получили квартиру в долгострое на территории подмосковного Подольска.
Михаил Комисаров, один из обманутых дольщиков города Железнодорожный, рассказал, что дом на Центральной улице, в котором он купил жилье, должны были построить еще в 2003 году. Но сроки сдачи объекта постоянно переносились. Этим летом дольщики захватили недостроенный дом и устроили голодовку. Голодать жители перестали после обещания местных властей и компании-застройщика сдать дом через несколько месяцев. «Уже столько обещаний было, что нет никакой веры. От нашего дома на акцию протеста пойдут 20 человек», — сказал Михаил. На митинге будет достаточно и жителей Москвы. Обещали прийти активисты как минимум пяти столичных долгостроев. В частности — дольщики, ждущие завершения строительства дома на Новогиреевской улице с 2004 года.
Истории всех обманутых дольщиков очень похожи. Как правило, у строительной компании практически нет бюджета, но получив разрешительную документацию, она начинает подготовительные работы: роет котлован и огораживает площадку забором. Потом застройщик привлекает граждан, предлагая купить строящееся жилье по доступным ценам. И заключает с ними договоры о купле-продаже. «Ты даешь деньги, а тебе — вексель и документ, в котором оговаривается, какая у тебя будет квартира», — делится опытом Александр Подрезов.
«Практика расторжения инвестиционных контрактов с недобросовестными застройщиками хорошо реализуется в Москве», — говорит Константин Апрелев, вице-президент гильдии риэлторов. К примеру, в августе 2011 года мэрия выделила около 3 млрд руб. на решение проблем дольщиков района Южное Тушино. Но наиболее проблемным регионом остается Московская область, где на начало текущего года насчитывалось 30 тыс. обманутых дольщиков. Среди них немало москвичей, пытавшихся решить квартирный вопрос за счет покупки недорого жилья рядом с мегаполисом.
Михаил Хесин, заместитель председателя комитета по строительству Госдумы и в тоже время президент компании «МОРЕ-Плаза», которой принадлежит долгострой на Истринской улице в Кунцеве, отметил, что часто девелопер не может завершить строительство дома по объективным причинам, среди которых: подорожание строительных материалов, последствия финансового кризиса или отказ банка в кредите.


