Лицей №1502 при Московском энергетическом институте (МЭИ) в рейтинге лучших школ Москвы занял десятое место. О том, зачем в школе с технической специализацией нужно углубленное изучение иностранных языков, как бороться с курением и почему потребители образовательных услуг охотно вспоминают о правах, но не думают об обязанностях, «МН» рассказал директор лицея, заслуженный учитель России Владимир Чудов.
- Лицей №1502 создавался как школа с технической специализацией, однако сейчас в ней есть классы совершенно разной направленности.
- Наш лицей был организован как школа для старшеклассников в 1989 году. Документы по школе готовил государственный комитет по образованию, а мы должны были составить учебный план, переориентировать его на техническое образование. Школа получалась жесткой, физики много, математики много, вот иностранный язык - три часа, физкультуры три часа. Вроде все сцементировали. Годика через два встал вопрос о «гуманитаризации» образования. Решили дать побольше гуманитарных дисциплин, ввести углубленное изучение иностранного языка. В прошлом году сделали класс изучения двух языков – английского и немецкого. Еще классы экологический, экономический. Чем наша школа отличается, так это тем, что у нас неплохо преподают все дисциплины, в том числе и русский язык. Тому подтверждение – очень хорошая сдача ЕГЭ. У нас по русскому языку средний балл по ЕГЭ где-то 78 баллов. Если на пятибалльную систему переводить, то средний балл выше пятерки. Математика, физика поменьше, но тоже очень хорошо. Физику прекрасно сдавали: из 221 лицеиста физику сдавало 193 человека. Хотя для многих проблема поступления в технический вуз уже была решена через успехи на олимпиаде. Достаточно было сдать математику и русский язык.
В рейтинге московских школ в 2013 году лицей №1502 при МЭИ расположился на восьмом месте
– Ваш лицей – один из лидеров по результатам сдачи ЕГЭ, а ведь еще несколько лет назад вы к этой процедуре относились, скажем так, очень настороженно. Изменили свое мнение?
- Нет, не изменил. Мы научились сдавать ЕГЭ, приспособились. Понимаете, ребенок чувствует, что ему надо сдать ЕГЭ, ему надо еще навалиться, еще и еще. Родители подхватывают эту идею. Доходит до такого, что вполне благополучный ребенок из вполне благополучной семьи для того, чтобы поступить в Высшую школу экономики, имел 7 репетиторов и индивидуальный график занятий. То есть у него по русскому языку был репетитор для сдачи олимпиады и репетитор по русскому языку для сдачи ЕГЭ. Он набрал какие-то сумасшедшие баллы, но это год такого напряженнейшего труда. Ребенок – раб. Конечно, бывают более стандартные ситуации. Дети понимают, что сейчас вот они преодолеют барьер ЕГЭ и перед ними, действительно, откроются широкие возможности. Хорошо это? Наверно, скорее хорошо, чем плохо. Что мне не нравится в ЕГЭ? Откровенно говоря, когда я смогу убедиться, что по всей стране ЕГЭ идет честно, хотя бы с гарантией на 99 процентов, я скажу, что, наверное, все нормально.
– Если говорить с выпускниками вашей школы, практически все повторяют одну фразу: «здесь относятся к ученикам по-взрослому»…
- В первые годы, знаете, что вызвало самое большое удивление учеников. К ним обращались на «вы». Здесь нет постоянной долбежки - дневник и прочее. Хотя, честно говоря, так его не хватает. Мы сейчас разрабатываем хорошую модель электронного журнала, который позволит более четко контролировать всю ситуацию. Плюс у ребенка есть право выбора. Выбор профессиональной деятельности, выбор темы для выступления на конференции. Есть и другие возможности, например, когда ученик выходит на преподавателя в режиме индивидуальной деятельности. Все это приподнимает его в своих глазах, и он справедливо полагает, что здесь он более весом, чем в школе.
- Успешный ученик – кто это?
- В моем понимании, это значит мотивированный. Самое дорогое для меня это мотивация ребенка в обучении. Второй момент – это способности ребенка, его возможности. У нас сейчас провал, как мне кажется, с 5-го по 8-й классы, приходят дети с большими пробелами в знаниях. Им лицейскую программу не поднять, физических сил не хватит.
- Поясните, что вы понимаете под мотивацией?
- Вообще мотивация – это стремление занять какое-то определенное место в жизни. Что касается мотивации для учебы в лицее, то, это желание получить хорошее образование и в техническом вузе, и в гуманитарном. Мы не разделяем эти направления. Мне, кстати, в школьном Уставе постоянно вычеркивают фразу «...и углубленное изучение гуманитарных дисциплин». Считают, что школа ориентирована на техническое образование, ну, пусть и занимаются физикой, математикой. В крайнем случае, допускают иностранный язык с физкультурой. Все остальное должно быть на уровне «ля-ля, тополя».
Мотивация ребенка с чем связана? Первое: «Я поставил перед собой цель». Второе: «Я поставил перед собой еще одну, более простую, цель: я хочу поступить в лицей». Он спокойно учится в своей школе. Его там все знают, у него там все нормально. А для поступления надо готовиться, сдавать экзамены, выдержать конкурс. Чтобы принять решение поступить в лицей, он должен совершить свой внутренний подвиг. Это очень здорово детей цементирует, но, правда, потом скажется положительно. Когда он сам это заработал, он начинает это ценить. А дальше, лицей должен развить ребенка в том направлении, которое для него наиболее интересно.
- Создается такое впечатление, что в лицее довольно строгие порядки.
- Каждый год мы принимаем триста детей, все очень боевого возраста. Это девятиклассники и десятиклассники. Триста! Никаких характеристик у нас на них, безусловно, нет. Чтобы к нам поступить, они должны преодолеть определенный интеллектуальный барьер - сдать экзамены. Дальше наша задача их объединить и объяснить им, как-то внушить, что есть определенные законы в этой школе. Особенно у нас не приветствуется подавление личности, насилие над ней. О драках мы не говорим, хотя эпизодически взрывается что-то. Алкоголь, курение... С курением крайне тяжело бороться, тем более, когда родители заявляют: «А что, я сам курю». Могу рассказать, какой садистский способ мы придумали в этой борьбе. Рассказать? Фантастика.
– Расскажите.
- Надоело бегать за учениками - это очень унизительно. Взяли за правило: пассивное курение равно активному курению. Если вы стоите в кружке, и один из вас курит, то вы все одинаково виноваты. Абсолютно одинаково. Попались на этом - пассивно или активно, не имеет значения, - ваши родители должны отдежурить в школе. Причем, это решение принимается на родительском собрании на ура. Конечно, мы не мучаем родителей до бесконечности, походят денька два-три. Некоторые начинают после этого понимать, как все в школе устроено, помогают. Здесь ведь еще какая ситуация. Если раньше у родителей было больше уважения и доверия к школе, то сейчас мы постоянно обсуждаем права обучающегося-потребителя и права родителя, который является заказчиком. То есть обучение в школе становится услугой.
- Не обидно?
- Ну что обижаться?! Глупо это. Образовательная услуга равна услуге, которую вы получаете в ресторане? Бесспорно, нет. Образовательная услуга пройдет в любой школе, если потребитель, то есть, ребенок, хочет и может принять эту услугу. Странно, если бы вы пришли в ресторан и отказывались есть: «Это не буду и это не буду». А тут ребенок приходит и говорит: «А зачем мне это? Я лучше в волейбол, футбол поиграю». То же самое с родителями. Это ставит школу в уничижительное положение. Плюс к этому мы постоянно говорим о правах. Это хорошо и правильно, особенно там, где эти права нарушаются. Но мы никогда не говорим про обязанности. Я не великий знаток юриспруденции, тем более на таком высоком уровне, как Конституция. Но я абсолютно уверен, что число прав должно соответствовать числу обязанностей. Сейчас, если послушать, нарушаются только права. И родители к этому привыкли. Раньше легче было с ними договориться. Я предлагаю, давайте будем по одну сторону баррикад. Нет цели у меня унизить вашего ребенка, но он должен уяснить, что ему пора уже здесь в лицее начать работать, что он должен соответствовать лицею. А в ответ: «Нет, это посягательство на его права, такой он у нас есть, такой он у нас и останется». А у него в текущих оценках половина отрицательных отметок. Если мы предоставляем столько прав для получения элитарного образования, мы должны от определенного контингента детей требовать и выполнения обязанностей. Не в смысле «не годишься, пошел вон», нет, но мы должны видеть, что человек идет нам навстречу.
– Выгонять приходится?
- Выгонять нет, но предлагаем уйти. В год, наверное, человек 20 лицей покидает.
– По каким причинам?
- Не могут потянуть. Как правило, из-за лени. Жутчайшей лени. Некоторые ученики начинают постепенно деградировать. Они считают, что учась в лицее на двойки, они все равно учатся лучше, чем в их предыдущей школе. Ничего подобного. Родители в конечном итоге понимают и добровольно переводят ребят.
– Вы воспитываете будущих инженеров. На ваш взгляд, насколько это нужно?
- Нужен ли инженер? Категорически да! Не будет инженеров, будем качать нефть. Инвестиции в страну идут, что-то мы строим, что-то иностранцы строят. И кругом нужны нормальные инженеры. Есть еще один вопрос, который меня очень смущает. Я вижу существенную разницу между вузовским образованием и школьным. Если в Москве школьное образование подтянули, есть финансирование, то вузы загнали просто. Знаете, сколько получает профессор? Я профессор, в МЭИ на полставки, получаю 7 тысяч. Нормальный профессор, правда, имеет какие-то надбавки, гранты. Но он должен эти гранты бегать, выбивать. К чему все это приведет? Наши дети, которые могли стать блестящими профессорами, ими не стали. У нас есть среди выпускников те, кто пошел в науку, заведуют кафедрами, но их могло быть намного больше. В сотни раз больше. Только зачем им оставаться на такой унизительной должности? Тогда становится резонным вопрос: «А нам нужно инженерное образование?» Может, и нет, если страна так к нему относится.
– Потом будем завозить инженеров, как после революции?
- А вот это вам не удастся, потому что на Западе у самих дефицит. Вы думаете, немцы создают такие условия совместной работы ради любви к России или отдают долги за Великую Отечественную. А что творится в Америке? Им нужны инженеры, причем, желательно российского склада ума.
-Вы 22 года работаете в школе. Сегодняшнее поколение детей отличается от предыдущих? Мотивацией, способностью планировать свое будущее?
- Сложный вопрос. Хотя за этими словами должна стоять серьезная статистика, все же, мне кажется, сегодня в школу поступают дети более слабые, более размягченные и в плане здоровья, и в плане мотивации. Но они четче знают цель. В конечном итоге, где-то там впереди, у них вершины, к которым они, может быть, будут очень долго ползти. Раньше, какие задачи были? Хорошо окончить школу, поступить в МЭИ. Сегодня, если спросить ребенка, он более амбициозен.
– За границу многие хотят уехать?
- Мы это не обсуждаем. Такой вопрос предполагает, что мы с детьми много разговариваем о цели в жизни. Я в своем классе говорю об этом очень демократично, но дети не особо открываются. Почему ребенок должен рассказывать о своем сокровенном? Для этого надо с ним войти в очень доверительный контакт.
– После того как лицей попал в десятку лучших школ Москвы, не боитесь, что конкурс на поступление резко увеличится?
- Не-а, не боимся. У нас учиться трудно.