Госдума приняла «антимагнитский» закон в третьем чтении
21 декабря 15:25 |
Государственная дума 21 декабря приняла в третьем чтении проект закона о санкциях в отношении иностранцев, нарушивших права россиян. В него входит поправка о запрете на усыновление российских детей американцами. В поддержку закона проголосовали 420 депутатов, против — семь, один воздержался.
Теперь в течение двух недель свое мнение о законодательной инициативе депутатов должен высказать Совет Федерации. В случае одобрения верхней палатой, закон уйдет на подпись к президенту.
Утром 21 декабря возле здания Госдумы противники закона организовали серию одиночных пикетов с плакатами «Не смейте брать сирот в заложники». Заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов с коллегами передали в приемную парламента две коробки со 120 тысячами подписей против принятия закона. Подписями стали IP-адреса посетителей сайта издания, поддержавших отказ от принятия закона, запрещающего усыновление российских сирот американцами. Сергей Соколов пояснил, что такие подписи не имеют юридической силы. Они демонстрируют позицию граждан по отношению к законопроекту. Соколов уточнил, что не надеется на отказ Госдумы от принятия закона, но рассчитывает на более взвешенную позицию Совета Федерации, который вполне может учесть мнение общества. После передачи подписей вице-спикер Госдумы Сергей Железняк заявил «Новой газете», что собранные подписи будут рассмотрены после Нового Года, — сообщается на сайте издания.
Принятый Госдумой закон предлагает запретить въезд в Россию иностранцам, замеченным в нарушении прав российских граждан. Он также приостанавливает деятельность принадлежащих им в Россию юридических лиц. Первоначально проект закона касался только граждан США, но впоследствии был распространен на «граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан России и аресте активов граждан России по мотиву причастности граждан России к нарушениям прав человека в России».
Поправка, из-за которой закон получил неофициальное название «закон Димы Яковлева», предлагает запретить усыновление российских детей американцами. Кроме того, в течение года Россия выйдет из соглашения с США о сотрудничестве в области усыновлений. Дима Яковлев — полуторагодовалый ребенок из России, который погиб в США по вине приемных родителей.
Согласно международному законодательству, соглашение о сотрудничестве после выхода из него России продолжит действовать в течение года. Однако, как объяснил 21 декабря ИА Интерфакс один из участников подготовки закона, такая правовая коллизия вполне устранима. После принятия поправки российские суды смогут отказывать американским семьях в усыновлении российских детей.
Инициатором законопроекта стал спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Проект был одобрен в первом чтении 14 декабря, после того, как президент США Барак Обама подписал «закон Магнитского». Поправка, которая предлагает запрет на усыновление, появилась позднее. Ее внесли в парламент депутат от «Единой России» Екатерина Лахова и представительница ЛДПР Елена Афанасьева.
Закон получил неоднозначную оценку в российском обществе. О поправке критически высказывались правозащитники, журналисты и причастные к системе усыновления граждане. Совет по правам человека при президенте сообщил депутатам, что «возмущен» попыткой принятия закона и считает, что от него пострадают, в первую очередь, российские дети, а не власти США. Во время первой за четыре года пресс-конференции Владимира Путина журналисты восемь раз задали вопросы, связанные с этим законом.
Также против запрета на усыновление российских детей американцами выступили некоторые члены правительства: министр образования Дмитрий Ливанов, министр по взаимодействию с «открытым правительством» Михаил Абызов, вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец, глава МИДа Сергей Лавров.
20 декабря против закона также выступила международная правозащитная организация Amnesty International. Правозащитники считают, что «антимагнитский» закон нарушает права россиян с двойным гражданством, а кроме того, позволит Минюсту РФ произвольно прекращать деятельность практически любых неправительственных организаций. Директор Европейской и Центральноазиатской программы Джон Далхаузен объявил закон «ребяческим ответом на «закон Магнитского» и порекомендовал Госдуме подумать о том, как усилить российское гражданское общество вместо того, чтобы его ослаблять.