За светлый образ
04 сентября 00:05 |
Именно Россотрудничество должно стать одним из ключевых инструментов так называемой «мягкой силы». Об этом Дмитрий Медведев заявил 3 сентября, выступая на специальном совещании в Министерстве иностранных дел.
Россотрудничество было создано в 2008 году для того, чтобы продвигать влияние России за рубежом (как аналог Агентства США по международному развитию, USAID). Ведомство имеет свои представительства уже в 74 странах мира. До 2015 года их планируется открыть еще 35, сообщил Дмитрий Медведев.
По словам премьера, Россотрудничество должно стать одним из ключевых инструментов так называемой «мягкой силы». Эта политика, в терминологии Владимира Путина, «предусматривает продвижение своих интересов путем убеждения и привлечения симпатий к своей стране, основываясь на ее достижениях не только в материальной, но и в духовной культуре и в интеллектуальной сфере» — такое определение президент дал в июле, выступая на совещании послов и постоянных представителей России.
Медведев говорил довольно критично и даже самокритично. Он недоволен ни степенью влияния за рубежом («Россия находится лишь на десятом месте по индексу «мягкой силы», в первой тройке — США, Франция и Германия»), ни внешним имиджем. Говоря об иностранных инвестициях в Россию, премьер заметил, что «причины недоинвестирования связаны и с имиджевыми, и с репутационными потерями, которые мы несем». «И эти проблемы не нужно упрощать: они существуют, и надо признаться, что часть проблем коренится в нас самих», — добавил Медведев.
Примеров премьер не привел. Но можно предположить, что он имел в виду международный скандал с Pussy Riot, когда приговор трем участницам российской панк-группы привлек внимание звезд первой величины, начиная с Мадонны, и вызвал волну протеста на Западе.
Россотрудничеству Медведев наказывал уделять еще больше внимания распространению русского языка в других странах, помогать российским вузам в привлечении иностранных студентов и аспирантов, а также нестандартно работать над имиджем страны. Дипломаты со своей стороны просили денег.
Так, глава представительства Россотрудничества во Франции Игорь Шпынов говорил о том, что аналогичные иностранные структуры на свои гуманитарные проекты получают несравнимо большее финансирование. Глава МИДа Сергей Лавров сетовал, что до 80% российских центров культуры и науки за рубежом (это основной фонд Россотрудничества) нуждается в капремонте, а ведь это «и лицо нашего государства, и престиж России».
Медведев дал понять, что правительство готово пойти на увеличение финансирования (концепцию кадров и ресурсов Россотрудничества кабмин рассмотрит в октябре), но рассчитывать на американские объемы не стоит. «Денег у нас вряд ли будет много по сравнению с американцами в ближайшие годы», — заметил премьер и призвал «научиться в этой ситуации действовать нестандартно». В частности, брать пример с французов и немцев, влияние которых «существенно превосходит их экономический потенциал». «Если мы сможем создать такую же модель, то это поможет нам сохранить то влияние, которым традиционно пользовался Советский Союз», — предположил премьер.
Дмитрий Медведев мечтает вернуть влияние, которым традиционно пользовался Советский Союз
Как дело о панк-молебне повлияло на имидж России?
Мнения чиновников

Артур Матикян, глава представительства Россотрудничества в Великобритании:
— В Великобритании есть антироссийское движение, которое регулярно устраивает у нашего посольства пикеты и прочее. По поводу Pussy Riot они тоже митинговали. И в посольство письма писали. И даже пошел небольшой скандал после того, как сотрудники пресс-группы посольства отправили человеку, который написал письмо в защиту Pussy Riot, ссылки на небезызвестные их перфомансы в музее и спросили: вы этих людей защищаете? После чего британская пресса уже совершенно четко высказалась в поддержку этого приговора. Вначале же однобоко все освещалось: вот три девочки, они почти ничего не сделали, а вот режим их начал давить. Видимо, был недостаток информации. Когда и британская общественность, и пресса получили полную информацию, тогда все встало на свои места. Я не думаю, что это повредило имиджу России.
Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству:
— Мы порой преувеличиваем меру информированности зарубежных граждан о разного рода процессах, в том числе и об этом. Думаю, что история с Pussy Riot повлияла на восприятие нашей страны со стороны достаточно узкого круга людей за рубежом. Это относится прежде всего к творческой молодежи, к интеллигенции, и то далеко не вся интеллигенция зарубежных стран относится к этому приговору отрицательно. А острое отношение к процессу над Pussy Riot скорее относится к части прессы, которая использует и этот случай для того, чтобы найти возможность критиковать российскую власть и Россию в целом. С моей точки зрения, приговор суда чрезмерен (надо было надавать им по заднице и отправить на общественные работы вокруг храма, да и все) и вся эта история сыграла не лучшую службу, во всяком случае для работы с зарубежными странами. Но считать, что после этого радикально изменилось отношение к России, не нужно. В рамках Года России в Германии мы сейчас проводили концерт в центре Берлина, представляли народные коллективы всей России. Огромное стечение публики, прессы. Условно говоря, хорошее место для того, чтобы выступить в защиту Pussy Riot. И я очень опасался, что это может послужить для создания такой контристории. Но ничего не было. Поэтому мне кажется, тут есть элемент виртуальности.

Александр Бабаков, спецпредставитель президента России по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом:
— Без внимания эта тема не осталась. Но сегодняшние отголоски с Запада показывают, что и там эта тема находит понимание. Люди начинают разумно относиться к этому вопросу. А именно: что такие вещи недопустимы в любом государстве. Ведь недовольство иногда имеет не связанные с конкретным событием причины и корни. Думаю, что пена сошла, и сегодня люди трезво, обдуманно относятся и к приговору, и к тому, что произошло в ХХС.