Практически все попавшие под огонь критики министры прошлого кабинета покинули его – ответственный за беспредел в отделениях полиции Рашид Нургалиев, вызвавший общественное недовольство введение ЕГЭ Андрей Фурсенко и другие
Президент Путин объявил о назначении нового правительства – это было сделано в последний возможный по Конституции день после утверждения премьер-министра. Кабинет обновился почти наполовину. Министры существенно помолодели – средний возраст члена правительства составил 47,5 лет против 53 лет — среднего возраста члена правительства прежнего кабинета. Самому молодому министру нового правительства 29 лет. При формировании кабинета отчасти учли и общественное мнение, и политические амбиции «Единой России», и профессиональные заслуги экономистов независимо от их политических взглядов.
Кабинет можно назвать профессиональным — практически все новые назначенцы пришли на свои посты из профильных отраслей. Пожалуй, политическим можно назвать лишь назначение «единоросса» Владимира Мединского на пост министра культуры. Он известен как борец с фальсификациями истории и активный сторонник захоронения тела Ленина. Назначение Мединского на этот пост заставляет задуматься об идеологических ориентирах культурной политики власти. Политологи объясняют это назначение партийной разнарядкой: «Единой России обещали дать пост в новом правительстве — ну вот и дали», — говорит глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Политическим можно считать и назначение бывшего руководителя Чувашии Николая Федорова министром сельского хозяйства — юрист по образованию, Федоров никогда не работал именно в этой сфере. Эксперты считают министерский пост Федорова бонусом за его деятельность в Институте социально-экономических и политических исследований, который разрабатывал «Народную программу» для «Единой России».
Самым молодым министром кабинета стал глава Минкомсвязи 29-летний Николай Никифоров, который два года до этого занимал должность министра информатизации и связи Татарстана. В 2006-2010 годах Николай Никифоров был генеральным директором Центра информационных технологий Республики Татарстан. На этой должности он занимался формированием электронного правительства республики.
Самым возрастным членом правительства стал Виктор Ишаев – 64-летний экс-губернатор Хабаровского края занял должность министра по развитию Дальнего Востока, оставаясь при этом полпредом президента в ДФО. Должности Ишаева в прежнем кабинете не было — она была создана в связи с усилением внимания исполнительной власти к проблемам Дальнего Востока. Новой стала и должность экс-советника президента Михаила Абызова — он занял должность министра по связям с открытым правительством, структурой, призванной обеспечить широкую общественную и медийную поддержку Дмитрия Медведева как главы кабинета.
В прежнем кабинете было три женщины — Татьяна Голикова, Эльвира Набиуллина и Елена Скрынник. В нынешнем их две, зато одна из них в ранге вице-премьера — это Ольга Голодец, бывшая заммэра столицы. Вторая женщина в правительстве Вероника Скворцова, медик по профессии, занявшая должность главы Минздрава.
Практически все попавшие под огонь критики министры прошлого кабинета покинули его — ответственный за беспредел в отделениях полиции Рашид Нургалиев, вызвавший общественное недовольство введением ЕГЭ Андрей Фурсенко и другие. Однако глава Минспорттуризма Виталий Мутко оказался политическим долгожителем вопреки всем прогнозам и нареканиям, касающимся деятельности его ведомства, он остался в новом кабинете на прежней должности. «Уволили двух министров-«аллергенов» — Нургалиева и Фурсенко, а двух других — Сердюкова и Мутко — оставили, то есть пошли на уступки общественному мнению, но без фанатизма», — говорит Виноградов. По мнению политолога, в пользу Мутко сыграл факт приближения крупных спортивных мероприятий — ЧМ по футболу 2018 года и Олимпиады в Сочи 2014 года.
Экономический блок правительства обновился почти полностью — бывший замминистра финансов Александр Новак стал министром энергетики, бывший замминистра экономического развития Андрей Белоусов стал главой ведомства. Антона Силуанова, работающего в роли главы Минфина с сентября 2011 года, после отставки Алексея Кудрина, вряд ли можно определить как новичка на своем посту. Многие эксперты отмечали, что взгляды Андрей Белоусова нельзя отнести к праволиберальным. Однако эксперты убеждены, что различия в подходах на работе экономического блока правительства не скажутся. «То, что эти люди — профессионалы, гораздо важнее их политических взглядов, — говорит директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. — Жизнь научила тому, что можно на словах быть либералом, а решение принимать сообразно ситуации, которая складывается в экономике». Сейчас в экономический политике актуален умеренный консерватизм, полагает Смирнов. Проблемы лежат в другой плоскости — у нас экономика реально устроена по-другому, чем это отражается в заявлениях отдельных членов правительства, считает эксперт. Кабинет будет несколько «чище», уверен Смирнов: «Господин Топилин не торговал томографами, и в целом их имена не всплывали в связи с конфликтом интересов».
Некоторые политологи сохраняют скепсис в отношении нового правительства — несмотря на кадровые обновления, работа кабинета к лучшему не изменится, и кризиса политической системы избежать не удастся, уверен глава фонда «Индем» Георгий Сатаров: «Сохранилась прежняя неэффективная структура правительства, никуда не делась абсолютно разложенная и уникально неэффективная исполнительная вертикаль, и как может повлиять на кризис нынешней политической системы какой-либо состав правительства мне трудно себе представить». По мнению Сатарова, существующая конструкция правительства делает «безнадежными любые кадровые игры». «Экономический блок прежнего кабинета не уступал нынешнему, а результат известен — по-прежнему у нас уродливая экономика, по-прежнему невозможно нормально вести бизнес, и к этому министры никакого отношения не имеют — работа экономических институтов не зависит от состава правительства», — заключает Сатаров.



