Премьер Владимир Путин возмутился масштабной коррупцией в энергетике, а также потребовал проверки в госкомпаниях. Врагом объявлены офшоры. «Вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из офшорной тени — наша приоритетная задача», — заявил он и потребовал проверить все госкомпании, вплоть до «Газпрома» и Сбербанка.
В понедельник на Саяно-Шушенской ГЭС премьер провел заседание правительственной комиссии по электроэнергетике. Поводом стал ввод в строй очередного гидроагрегата станции, которую восстанавливают после аварии 2009 года. Но речь Путина превратилась в настоящий разнос. Премьер начал с проблем в энергосбыте — в начале ноября правительство уже приняло постановление, ограничивающее прибыль сбытовых компаний, чиновники рассчитывают, что это решение приведет к снижению цен для потребителей (см. «МН» от 7 ноября). Но всех проблем постановление не решило.
Путин обвинил сбытовые компании практически в поголовной коррупции, благодаря которой растут незаконные прибыли их владельцев и руководителей. Он привел данные, согласно которым рост прибыли сбытовых компаний с 2008 по 2010 год составил 279%, рост дивидендов у них составил 312%, при этом одновременно росла и кредиторская задолженность этих компаний.
Эти баснословные прибыли стали возможны благодаря стандартной схеме — использованию аффилированных структур, зарегистрированных на родственников руководителей энергокомпаний. Украденное потом прячут.
«Деньги собирают с потребителей и схемы выстроили таким образом, что потоки-то идут через офшоры и там остаются», — возмущался премьер. По результатам проверки Минэнерго, из 352 менеджеров энергетического комплекса у 169, то есть практически у каждого второго, выявлена аффилированность с 385 коммерческими организациями. По словам Путина, «установлены неединичные случаи, когда энергетические комплексы целых регионов РФ оказываются подконтрольны семейным кланам». Такие схемы выявлены в каждом из федеральных округов.
Прямо на заседании, что бывает редко, Путин начал называть конкретные фамилии подозреваемых. Начал с Магомеда Каитова, отправленного в отставку месяц назад с поста гендиректора «МРСК Северного Кавказа», которого уличили в создании сети подконтрольных сбытовых компаний — их руководство и составляло «семейный клан». Был назван и глава «Тюменьэнерго» Евгений Крючков, создавший сеть подконтрольных фирм по ремонту объектов энергетики. Работы зачастую осуществляются силами и средствами самого «Тюменьэнерго», а полученная прибыль шла на развитие семейного гостиничного бизнеса. Гендиректор ОАО «Магистральные энергетические сети Урала» одновременно является учредителем пяти коммерческих компаний, которые непосредственно связаны с проведением ремонтно-строительных работ и техническим обслуживанием энергетического комплекса Урала и Западной Сибири. Всего руководителем филиала и его родственниками зарегистрировано 16 коммерческих организаций, оборот которых превышает 2 млрд руб. Член правления ОАО «ФСК ЕЭС» Бобров создал сеть сбытовых компаний на северо-западе под руководством родственников, которые предположительно занимаются отмыванием денег. Премьер оговорился, что формально во многих этих фактах нарушения закона нет, но правоохранительные органы еще проверят действия менеджеров.
В итоге Путин поручил продолжить проверку структуры собственности в энергетике. Но дело не ограничилось одной отраслью. «С офшорным наследием эпохи дикой приватизации нужно заканчивать», — заявил он и потребовал, чтобы Минэнерго и МЭРТ с участием отраслевых ведомств проверили все госкомпании — от ФСК, «РусГидро», «Газпрома», «Транснефти» и РЖД до «Совкомфлота», ВТБ и Внешэкономбанка. «Да и Сбербанку это не мешало бы сделать», — добавил в конце премьер. «Там, где нет прямого нарушения закона, но, безусловно, просматривается конфликт интересов, там тоже нужно как можно быстрее принимать кадровые решения», — отметил он, обращаясь прежде всего к министру энергетики Сергею Шматко.
О том, что офшоры попали в опалу, стало понятно еще 15 декабря. Во время передачи «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение» у премьера спросили, как он относится к лозунгу «Хватит кормить офшоры»? «Абсолютно позитивно», — ответил тот и добавил, что это уже очевидная вещь, которая требует законодательной корректировки.
До конца года Сергей Шматко должен будет отчитаться о принятых кадровых решениях в отношении энергетиков. Раньше этого срока в Минэнерго комментировать возможные кадровые решения, в том числе по названным на совещании персонам, корреспонденту «МН» не стали.
Компании, попавшие в список проверяемых, комментировали ситуацию неохотно. В «Газпроме» заверили, что готовы предоставить проверяющим всю необходимую информацию. «ВТБ будет находиться в самом тесном взаимодействии с госорганами, которым председатель правительства поручил провести проверку, и содействовать их работе. При этом подчеркиваем, что банк ВТБ действует в полном соответствии с российским законодательством», — сообщили «МН» в банке. В «Совкомфлоте» подчеркнули, что в структуре компании есть подразделения, зарегистрированные в офшорах, но это объясняется глобальностью задач. «Но при этой сложной организационной структуре конечным бенефициаром была и остается Российская Федерация», — подчеркнул первый заместитель гендиректора компании Владимир Медников. На слова премьера резко отреагировали владельцы акций «РусГидро» — после сообщений о критике бумаги компании упали на бирже почти на 4%.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что ключевым моментом в борьбе с теневым рынком энергетики может быть обязательное декларирование не только доходов, но и расходов руководства и менеджмента энергокомпаний. Причем декларации должны быть доступны для мониторинга со стороны общественности, а «не теряться в темных тумбочках Минэнерго». В целом он скептически оценивает принимаемые правительством меры, называя их, во-первых, несистемными и, во-вторых, неэффективными с точки зрения реализации. «Проблемы в отрасли накапливались в течение десятилетия, и главная из них в том, что не доведена до конца реформа отрасли», — говорит эксперт.
Елена Панфилова, директор российского Transparency International, утверждает, что в России достаточно рычагов, механизмов и мер воздействия, чтобы препятствовать коррупционным схемам как на рынке энергетики, так и в других отраслях. По ее словам, новых решений даже не требуется, необходимо просто проявить политическую волю.
Премьер Владимир Путин возмутился масштабной коррупцией в энергетике, а также потребовал проверки в госкомпаниях. Врагом объявлены офшоры. «Вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из офшорной тени — наша приоритетная задача», — заявил он и потребовал проверить все госкомпании, вплоть до «Газпрома» и Сбербанка.




