«Разработки в сфере обороны утекают широким потоком»
04 октября 15:41 |
— Спецслужбы США обвиняют 11 граждан в незаконном экспорте военных технологий в Россию — на ваш взгляд, эти обвинения убедительны или не очень?
— Я пока еще не видел текста обвинений. В принципе, это распространенная практика, когда какие-то разработки двойного назначения закупаются не совсем легально. Это не только мы делаем. Это делают многие государства. Думаю, вряд ли можно оценивать это как полноценный шпионаж, хотя если по американским законам все так серьезно, то, как говорится, куда от этого денешься?
— А Россия не может легально купить американские микросхемы? Зачем их обязательно воровать?
— Дело в том, что существуют ограничения. Как в свое время существовали ограничения на мощные компьютеры, которые мы тоже закупали якобы для гражданских целей, а использовали в военной отрасли. Точно такая же ситуация сейчас в микроэлектронике — к сожалению, мы не являемся в этой сфере мировыми лидерами, и многие государства накладывают ограничения на экспорт подобной продукции. Собственно, в чем ведь обвиняют этих людей — в том, что они нарушают американское законодательство об экспорте подобных технологий и продукции. Хотя и у нас тащат все, что плохо лежит.
«Задача — попробовать стащить не просто технические характеристики, а конкретные устройства, чтобы в будущем их либо в точности повторить, либо усовершенствовать и использовать у себя»
— У нас тоже тащат?
— Конечно. Взять наших восточных соседей (имеется в виду Китай — «МН»). Они регулярно этим занимаются. Разработки в сфере обороны, к сожалению, утекают широким потоком.
— Тоже нелегально?
— Конечно, нелегально. Особенно их интересуют те военные разработки, которые мы не продаем. Например, система радиолокационного опознавания «свой — чужой» — что ж мы ее будем продавать?! Это наша система, она используется для защиты наших воздушных рубежей. Кто-то бы хотел ее стащить. А это уже не просто техническая работа, это уже прямой шпионаж. Собственно, наши восточные соседи этим занимаются. Есть и технологии, которые мы не хотели бы продавать — их тоже воруют. Или, допустим, на экспортный вариант самолета какие-то элементы (которые используются в нашей военной авиации) не ставятся. Пытаются и эти устройства стащить. К сожалению, такая практика существует.
— То есть, военно-техническая разведка существует и в России, и в других странах мира?
— Естественно. И цель ее очень простая — узнать, насколько партнер или противник продвинулся в этой сфере, чтобы появление какого-то образца вооружений или военной техники не было неожиданностью, чтобы можно было прогнозировать, как будет развиваться военно-промышленный комплекс в данном государстве. А вторая задача — попробовать стащить не просто технические характеристики, а конкретные устройства, чтобы в будущем их либо в точности повторить, либо усовершенствовать и использовать у себя.
«Тут смыкаются две проблемы. С одной стороны, воровство технологий. С другой стороны, банальный контрафакт»
— Но о шпионских скандалах с нашей стороны вроде не слышно, мы никого не обвиняем в воровстве наших технологий.
— Почему, мы говорили об этом и не раз. Есть и осужденные люди, причем это не только наши граждане, но и граждане других государств. Так что таких фактов много. Другое дело, что мы стремимся не раздувать из этого проблему. Но она есть. Причем тут смыкаются две проблемы. С одной стороны, воровство технологий. С другой стороны, банальный контрафакт, когда копируют образцы наших вооружений и по демпинговым ценам продают их на внешних рынках. По качеству их образец иногда получается намного хуже, но он гораздо дешевле и это, конечно, подрывает наши позиции.
— ФБР утверждает, что чипы и микропроцессоры, идентичные разработанным в США, установлены, в частности, на истребителях МиГ-35. Откуда американцы могут знать, какие чипы установлены на нашей военной технике? Или это открытые данные?
— Нет, это не открытые данные. Думаю, что это как раз данные военно-технической разведки. Но я не знаю, так ли это на самом деле. Они так считают, значит, они откуда-то эту информацию получили, а достоверная она или нет — время покажет.
— По вашей оценке, насколько велико отставание нашей армии от американской?
— В сфере микроэлектроники отставание очень сильное. Есть сферы, где мы нисколько не отстаем. Взять те же планеры для военных самолетов — наши планеры не хуже, а иногда и лучше, чем западные образцы, американские в том числе. Но если говорить об электронике — да, здесь большие проблемы. Уже много лет мы пытаемся это отставание ликвидировать, но пока не получается.