Труба, паспорт, Тwitter

01 октября 00:05  | 
Настолько ли трудно сегодня отгородиться от мира, как это кажется
Чтобы переориентировать трубу на Восток, ее сначала надо построить

Наши собеседники оценили как технические, так и другие возможности реализации такого глобального сценария.

Перенаправить трубу

Первый сценарий: закрыть окно только в Европу и открыть окно в Азию, где вряд ли появится что-либо подобное «списку Магнитского».

«Есть страны, которые очень ограниченно вовлечены в процесс глобализации и могут дистанцироваться от внешнего мира, например Северная Корея. Для России это абсолютно невозможно, поскольку она в очень большой мере вовлечена во внешнеторговый оборот и по экспорту, и по импорту. У нас почти половина потребления всех товаров — импорт», — говорит профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН Никита Загладин. Но если основные контракты перевести, скажем, на Японию или Южную Корею, Россия может обойтись и без Запада. «Переключиться реально, но это требует времени», — считает он.

Переориентировать газовые потоки из Европы на Азию будет куда сложнее. «Для этого трубу сначала надо иметь, — говорит ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Ирина Кобринская. — И потом, самый большой потребитель там Китай. А он уже диверсифицировал свою энергетическую обеспеченность». В частности, туда уже проложен газопровод из Туркмении.

Сдать паспорт

Второй сценарий: закрыть границы по аналогии с СССР. Этот сценарий возникал бы в том случае, если бы от зарубежного влияния захотели оградить не только чиновников, но и бизнесменов или вообще всех россиян. Будет ли это возможно технически?

«Перекрывается на самом деле все достаточно быстро, — считает директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков. — Например, чисто технически очень просто перекрыть доступ к иностранным банкам. Или вспомним советские времена, когда ваш загранпаспорт хранился вдали от вас, в учреждении, в котором вы работали. И для выезда из страны нужно было сначала получить выездную визу. Это работало многие десятилетия».

Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев считает, что ввести в современной России подобные ограничения невозможно, «потому что слишком многие влиятельные россияне будут этим возмущены». Однако и он допускает, что технически это несложно. «Например, — говорит Гуриев, — можно сказать, что те, у кого будет обнаружена недвижимость или счета за границей, будут нести какую-то ответственность, как это было раньше. Все это можно сделать. Другое дело, что никому это не надо».

Закрыться образом врага

Третий сценарий: не столько что-либо закрывать, сколько целенаправленно формировать у населения агрессивно-настороженное отношение к внешнему миру.

«Последние 20 лет все делалось для того, чтобы легитимизировать открытие страны, — напоминает Ирина Кобринская. — Последнее, что было, — вступление в ВТО. С моей точки зрения, физически закрыть страну нельзя. Но страну пытаются закрыть, активно насаждая алармистское сознание, попытка создать образ внешнего врага есть».

Сценариев можно представить немало, включая перекрытие информационного пространства. Однако, уверены эксперты, любая изоляция ущемит экономические интересы России, ее элиты и населения в целом. «Если вы закрываетесь от мировых рынков, то у вас уровень жизни населения резко падает, — говорит президент консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин. — Типичные примеры — Куба и Северная Корея. При этом они закрыты еще не полностью. А если полностью, будет Новая Гвинея».

Президент о «закрытии страны»

На недавнем заседании президентского Совета по культуре и искусству Владимир Путин, говоря о материальном положении творческой интеллигенции, заметил: «Если мы опять отвернем назад, опять две копейки будут художники наши получать — в современном мире у нас это не работает. Мы страну не закроем, у нас ничего не будет, все уйдет туда, где созданы наиболее благоприятные условия развития». 

За и против

«Перекрыть в России Facebook и Twitter — элементарно»

Известный блогер Антон Носик рассказал «МН», почему в России при желании можно легко наладить за интернетом такой же жесткий контроль, как в Китае.

— Можно ли в России перекрыть доступ к Facebook, Twitter, другим интернет-каналам?

— Элементарно. Наша страна с зарубежьем связана рядом магистральных каналов. У всех этих каналов есть владельцы — операторы связи. Они действуют по лицензии. Если они начнут эту деятельность осуществлять без лицензии, она тут же превратится в незаконное предпринимательство. В лицензиях всех операторов записана обязанность неукоснительно выполнять предписания, которые им поступят от Минкомсвязи, Роскомнадзора и др. Если они получат предписание закрыть доступ к любому сервису — российскому или зарубежному, — они не смогут его не исполнить. Операторы связи не СМИ, которые могут хотя бы оспаривать предписания ведомства в суде; это зависимые компании с большими деньгами, вложенными в оборудование. Без лицензии оборудование становится орудием преступления и подлежит конфискации.

— То есть ввести в России контроль над сетью, как в Китае, не проблема?

— Ни технически, ни юридически нет ни малейшей сложности. Это в чистом виде политическое решение. Если оно будет принято, то не существует ни законов, ни технологий, которые могли бы этому помешать.

«Устроить советскую власть уже невозможно»

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин рассказал «МН», что любые попытки вновь устроить в России советскую власть натолкнутся на сопротивление и провалятся.

— Если всерьез кто-то задумается о закрытии границ, это будет возможно?

— Думаю, невозможно. Для России открытость является одной из существенных черт — она сегодня в этом смысле радикально отличается от того, что было при советской власти. Если у некоторых граждан иногда могут появляться такие желания, то при реализации они разобьются о жизнь. Так же, как слишком большие ограничения приведут к тому, что люди все равно будут это обходить, только прибегая к еще более серьезным ухищрениям.

— Почему закрытие страны невозможно?

— Потому что интересы людей главнее. Устроить советскую власть, уверен, уже невозможно. Люди будут сопротивляться.

Опубликовано в приложении «Большая политика» к газете «Московские новости» от 1 октября 2012 года