Противоракеты не поддаются решению
26 марта 20:58 |
Однако и после того, как в Вашингтоне начнет работу новая американская администрация (или продолжит старая) перспективы договоренности по вопросу ПРО маловероятны – России нужно искать ассиметричный ответ на эту программу США.
«После саммита в Чикаго мы будем продолжать переговоры с Россией, искать эффективные решения... Необходимо тесно сотрудничать, чтобы не оставалось никаких недоразумений», - сказал генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в ходе видеомоста в РИА Новости. По его словам, «было преждевременным представлять любой точный график, Чикаго - это не последний срок». Он подтвердил: участие России во встрече Россия-НАТО в Чикаго не представляется возможным из-за напряженного графика российской стороны. Генсек НАТО созвонился с Владимиром Путиным после его избрания президентом России и в ходе разговора обсуждалась возможность проведения совещания Россия-НАТО. «Мы оба согласились, что в связи с очень напряженным национальным политическим календарем России, наверное, не окажется возможным провести совещание Россия-НАТО», - рассказал генсек. При этом на саммите НАТО будет объявлено о завершении промежуточного этапа создания системы европейской системы ПРО.
Лидеры России и США – Дмитрий Медведев и Барак Обама – в Сеуле заявили о некоем возможном взаимоприемлемом решений в этой области. «Российско-американские отношения знали лучшие времена.... В области безопасности Россия остается для США главным и партнером, и проблемой, и соперником, и контрагентом. Совершенно очевидно, что по ПРО ни о чем существенном до американских выборов договориться нельзя - потому что Россия заняла очень жесткую позицию, а американцы пойти на уступки сейчас не могут ни по существу, ни по внутриполитическим соображениям», - считает директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.
Принципиальная позиция Москвы: разработка концепции и архитектуры ЕвроПРО должна осуществляться на равноправной основе. Представители администрации США не раз заявляли, что ПРО не направлена против России и ее стратегического потенциала, а сотрудничество в сфере противоракетной обороны пойдет на пользу и США, и НАТО, и России. Для российской стороны принципиально, чтобы гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России были зафиксированы на бумаге - в юридически обязывающей форме, а не на словах. Вероятно, после президентских выборов Барак Обама приедет в Россию, чтобы продолжить переговоры.
Среди российских экспертов, военных аналитиков и дипломатов нет однозначного ответа на вопрос, какими будут переговоры по ПРО Москвы и Вашингтона после выборов в США (пройдут 6 ноября) и будут ли они вообще. «После президентских выборов в США переговоры по ПРО будут продолжены, - уверен Дмитрий Суслов, замдиректора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике. Однако, по мнению эксперта, продвинуться в них будет не просто. Причина: у России и США разный подход к собственной безопасности. Если Вашингтон считает, что главное не допустить потенциального удара, то для Москвы это сохранение паритета с США. Эксперт уверен, что будущая администрация США продолжит реализовывать планы по ПРО, но они не будут препятствием в развитии российско-американских отношениях. «ПРО – это больной зуб в российско-американских отношениях. Он, конечно, болит, но от этой боли еще никто не умирал», - заявил эксперт на видеоконференции в РИА Новости.
«Американцы умеют все хорошо просчитывать. Если сегодня, что-то не удается в области ПРО, то это не значит, что это не получится завтра. Кто бы ни стал будущим президентом США, он эту программу не остановит», - уверен Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем. Угрожает ли система ПРО России? Ивашов уверен, что угрожает. «Если будет создана система ПРО, то это не значит, что американцы нанесут по России ядерный удар, но тогда, даже при равенстве количества ракет и блоков, одни будут защищены, а другие – голенькие, - говорит эксперт, - Сегодня у России и США паритет стратегических сил, но как только он нарушится, мы увидим другую политику США по отношению к России».
Директор Центра им. Бертольда Бейца Германского общества внешней политике Александр Рар считает, что в Европе, в отличии от США, опасности от баллистических ракет Ирана и Пакистана так же как и в России не видят. «Но там все равно бытует мнение, что американский ядерный зонтик нас защищает», - говорит Рар.
Многое будет зависеть в будущем ПРО от ситуации вокруг Ирана. Некоторые эксперты напоминают, «политический аспект» противоракетной обороны будет продолжен и в 2013 году – ведь, это будет год выборов президента теперь уже Ирана и от того сохранит или нет Махмуд Ахмадинежад свое кресло. Впрочем, директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев полагает, что не нужно абсолютизировать «выборный аспект». По его мнению, в качестве ответной меры Москва должна развивать систему Воздушно-космической обороны.
Ответственный редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин, что России не нужно втягиваться в новую гонку вооружений; реализовывать программу перевооружения и развивать свою экономику.