Иран отказал МАГАТЭ в доступе к ядерным объектам
Глава МАГАТЭ Юкия Нагано 22 февраля заявил, что двухдневные переговоры между представителями его атомного агентства и иранскими властями можно считать проваленными. Тегеран вернулся к своей прежней тактике: он затягивает переговоры с международным сообществом и отказывается предоставить иностранным инспекторам доступ к ключевым военным ядерным объектам.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) распространило официальное заявление по итогам двухдневной инспекции в Иране. «Были приложены интенсивные усилия по заключению документа, направленного на разъяснение нерешенных вопросов, связанных с ядерной программой Ирана, — гласил текст. — К сожалению, соглашения достичь не удалось».
Иран не выполнил и другое основополагающее требование ревизоров: открыть доступ к ядерным объектам в Парчине. На этой военной базе, расположенной в 30 км от Тегерана, могут проводиться испытания боевых снарядов, возможно, с расчетом на развитие атомных технологий, подозревают инспекторы МАГАТЭ. Согласно заявлению агентства от 22 февраля иранские власти так и не позволили осмотреть объекты в Парчине, несмотря на то что инспекторы просили об этом с января. Тогда произошел первый в текущем году визит МАГАТЭ в Иран. Нынешняя, вторая инспекция агентства в страну проходила с 20 по 21 февраля в составе пяти человек под руководством Хермана Накертса, заместителя генерального директора МАГАТЭ. Очевидно, эта поездка окончательно развеяла все радужные ожидания.
«Я разочарован тем, что Иран отказался сотрудничать, — заявил генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано. — Мы приехали с конструктивным настроем».
Его слова разошлись с тем, как оценил результаты работы атомного агентства в Иране Али Ашгар Солтанийе, постпред этой страны при МАГАТЭ. Дипломат заявил, что визит инспекторов прошел конструктивно, как и переговоры с иранскими властями. Солтанийе подчеркнул, что переговоры между МАГАТЭ и Тегераном продолжатся.
Высказывания представителей МАГАТЭ в адрес Ирана стали намного критичнее после публикации очередного доклада по ядерной программе этой страны 18 ноября прошлого года. Доклад неожиданно сгустил краски вокруг иранских атомных разработок и гораздо увереннее, чем обычно, высказывал предположения о тайном исследовании ядерного оружия в исламской республике.
Напряжение между Ираном и международным сообществом достигло пика в начале января, когда Тегеран пригрозил перекрыть Ормузский пролив в ответ на маневры американских судов, расквартированных в Бахрейне. Вашингтон предупредил о своей готовности провести военную операцию, если Иран выполнит свою угрозу.
В этих условиях Тегеран пошел на попятную и заявил о готовности возобновить переговоры с международным сообществом о своей атомной программе. Первым шагом должны были стать проверки МАГАТЭ. Вторым — начало очередного раунда переговоров «большой шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия) с иранскими властями.
После неудачной инспекции МАГАТЭ эти переговоры видятся маловероятными.
«Последние события вряд ли поставят точку в кризисе вокруг ядерной программы Ирана, — считает эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. — Он длится уже многие годы и именно в таком виде удовлетворяет основных игроков».
Как заявил собеседник «МН», Иран, то соглашаясь на переговоры, то отказываясь от них, обеспечивает стабильность внутренней политической системы, которая опирается на боязнь Запада, атомные и ракетные разработки. «США и их союзники в свою очередь научены горьким опытом военных операций на Ближнем Востоке и не торопятся развязывать войну против Ирана, — добавил Демиденко. — Они используют иранский ядерный кризис для усиления экономического и политического давления на Тегеран, постепенно и без спешки расшатывая нелояльный режим».
Иранский ядерный кризис начался в 2006 году, когда МАГАТЭ и Совбез ООН потребовали от Тегерана остановить ядерные разработки и доказать, что они не предполагают создания атомного оружия. Иран ответил отказом, и 23 декабря 2006 года Совбез ООН одобрил резолюцию, которая вводила первый пакет экономических санкций против этой страны. На данный момент Совбез принял уже пять резолюций, предполагающих санкции. Тегеран отказывается остановить ядерную программу и настаивает на ее исключительно мирном характере.
- Контекст



