Борис Шпигель внес пакет законопроектов 25 марта. В пояснительной записке к документам говорится, что они были разработаны в соответствии с модельным законом, принятым СНГ в мае 2012 года, который советует всем участникам организации внедрять аналогичные. Сенатор Шпигель считает, что необходимость такого закона объясняется попытками пересмотреть итоги второй мировой войны и оправдать преступления против мира и человечности. Документ восполняет пробел в нынешнем законодательстве: подобных норм, касающихся героизации нацизма и отрицания холокоста, в России нет. А их принятие, поясняет автор, будет способствовать развитию антинацистской экспертизы.
Борис Шпигель
В ноябре 2012 года сенатора Бориса Шпигеля избрали президентом международной правозащитной организации «Мир без нацизма», которая была создана в июне 2010 года в Киеве. Этим Шпигель и объяснил свой уход из Совфеда: возглавлять фонд и одновременно быть сенатором запрещает закон. 27 марта Совет Федерации прекратил его полномочия. Борис Шпигель был одним из самых богатых членов верхней палаты. Поговаривали, что его уход связан не с борьбой против нацизма, а с запретом госслужащим иметь иностранные счета, который недавно ввел Владимир Путин. Сам Шпигель опровергал эту информацию.
Под нацизмом в законопроекте подразумевается не абстрактная политическая доктрина с элементами национализма, расизма и антисемитизма, а конкретная идеология гитлеровской Германии с 1933 по 1945 год и практика ее применения Третьим рейхом и его союзниками.
Публичное оправдание или одобрение этой конкретной идеологии, а также ее публичное распространение законопроект определяет как реабилитацию нацизма. Таким образом, труды руководителей НСДАП, Национальной фашистской партии Италии и другие публикации, обосновывающие национальное или расовое превосходство, закон называет «нацистскими материалами». В тексте описывается и понятие нацистской символики — это не только свастика, но и атрибуты униформы, приветствия и другие отличительные знаки Национал-социалистической партии Германии и фашистской партии Италии, а также структур, которые Международный военный трибунал признал преступными.
Закон запрещает распространять через СМИ нацистские материалы или материалы, оправдывающие эту доктрину. Их нельзя использовать в рекламе, запрещается и создание организаций, цель которых — реабилитировать нацизм. Под действие закона подпадают все: пресса, общественные и религиозные организации, юридические и физические лица. Закон делает исключение для научной, литературной и художественной деятельности, если только она не ставит задачу героизировать нацизм.
Реабилитация нацизма
Реабилитация нацизма — действия, выражающиеся в следующем: восстановление в правах, присвоение государственных или общественных наград, а также установление иных государственных или общественных мер поощрения в отношении нацистских преступников и их пособников, в том числе присвоение их имен улицам и площадям, населенным пунктам и иным географическим объектам, предприятиям, учреждениям и организациям, единицам боевой техники, установление в их честь праздничных дат (из ст. 1 законопроекта).
Административная и уголовная ответственность за реабилитацию нацизма и отрицание холокоста устанавливаются федеральным законодательством, говорится в документе. Вместе с тем сенатор Шпигель внес 25 марта поправки в ст. 282 Уголовного кодекса «Возбуждение ненависти либо вражды». Сенатор предлагает включить в перечень статьи действия, направленные на реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников и отрицание холокоста. Санкции остаются теми же. Максимальное наказание — лишение свободы на два года.
Вторая глава закона «О недопустимости героизации» посвящена экспертизе, которая должна не допустить действий по реабилитации и героизации нацизма. Помимо государственной экспертизы, которую и так осуществляют органы госвласти, законодатель подробно описывает механизмы общественной антинацистской экспертизы. Она может проводиться параллельно с государственной общественными объединениями и Общественной палатой. Ее результаты должны быть открытыми и опубликованы в интернете.
Закон прописывает и меры профилактики, например развитие музейной и образовательной деятельности, а также сохранение объектов культурного наследия, прославляющих победу народов СССР в Великой Отечественной войне. А органы местной и государственной власти должны в приоритетном порядке проводить профилактические, воспитательные, пропагандистские мероприятия с населением. При правительстве будет создан специальный уполномоченный орган, в состав которого войдут представители надзорных, правоохранительных органов, члены НКО. Положение о работе этого органа должно определить правительство. Этот орган должен ежегодно публиковать доклад о ходе своей деятельности, свои рекомендации и предложения.
Пакет из двух законопроектов уже поступил в комитет Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, а также в комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. По словам председателя комитета по делам СНГ депутата Леонида Слуцкого, комитет в целом идею поддерживает и постарается вынести законопроект на рассмотрение в первом чтении до конца весенней сессии — возможно, в мае.
Сама идея запрета на реабилитацию нацизма не нова. Весной 2010 года группа депутатов от «Единой России» во главе с прежним председателем Госдумы Борисом Грызловым предложила внести поправки в Уголовный кодекс, добавив статью «Реабилитация нацизма». На первую версию законопроекта о введении уголовной ответственности за нейтральное отношение к нацизму был получен отрицательный отзыв правительства. Согласно обновленной версии законопроекта за публичное одобрение или отрицание установленных Нюрнбергским трибуналом преступлений нацизма против мира и безопасности человечества предусматривался штраф в размере до 300 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех-пяти лет для должностных лиц. Законопроект Грызлова до сих пор лежит в Госдуме.
Александр Верховский, руководитель информационно-аналитического центра «Сова»
— Это какой-то набросок, а не законопроект. Он содержит много риторических оборотов и очень мало конкретных норм. Бывший сенатор Шпигель и его организация «Мир без нацизма» занимается в основном не Россией, а ближней заграницей — Прибалтикой, Украиной, странами Восточной Европы. И это очень видно в законопроекте. Например, запрещается переименовывать улицы в честь нацистских преступников, что как-то трудно себе представить в России. Определение «нацистские преступники и их пособники» написано неаккуратно. К пособникам отнесены все военнослужащие вермахта. Это немного перебор. Получается, что если написать, что какой-нибудь немецкий летчик-ас — великий истребитель, то это уже будет преступлением.
Подобный отдельный закон — лишнее. В случае разжигания любого вида розни в действие вступают ст. 280 и 282 Уголовного кодекса, их совершенно достаточно. И специальные запреты — неправильный подход. Всего в законе не перечислить. Поэтому сегодняшний закон криминализует не конкретные высказывания, а конкретные намерения, на которые направлено действие. Если человек хотел возбудить вражду к какому-то народу и совершил какие-то действия, которые могли повлечь это самое возбуждение вражды, то это состав преступления. А какие он действия совершил, отрицал ли он холокост или он еще чего-то делал, это вопрос для следствия. Невозможно исчерпывающе описать, что можно говорить, а что нельзя. Все равно это будет оставлено на усмотрение суда.
Если этот законопроект пройдет, то вопрос, кого и насколько можно или нельзя героизировать, будет решаться по факту. По опыту можно сказать, что будет крайне противоречивая практика. У нас схожие действия влекут совершенно разные последствия для того, кто их совершил.